"Шерлок Холмс" наизнанку
Такого Холмса вы еще не видели: нервный, суетливый, взъерошенный субъект в неопрятной одежде, больше напоминающий выскочку студента, чем признанного мастера дедукции. Трубку он не курит, боксирует из рук вон плохо, несчастную скрипку терзает так, что ушам больно. В общем, довольно странный тип, меньше всего напоминающий до боли знакомый классический образ. Почему же именно таким сыграл прославленного сыщика Игорь Петренко в многосерийном фильме "Шерлок Холмс"? Ответ на этот вопрос мы получим 18 ноября на канале "Россия".
Идиот или гений?
Казалось бы, истории о Шерлоке Холмсе экранизировали больше 250 раз – что нового можно выудить из материала, перепаханного режиссерами и сценаристами вдоль и поперек? Да и зачем, когда существует эталонный для большинства российских зрителей фильм Игоря Масленникова с Василием Ливановым и Виталием Соломиным? Неудивительно, что режиссер Андрей Кавун ("Курсанты", "Кандагар", "Охота на пиранью") далеко не сразу согласился взяться за неблагодарную хрестоматийную историю. Сомнения развеялись, как только он нашел свой, особый угол зрения.
Андрей Кавун: "Мой фильм, на самом деле, о докторе Уотсоне. Он – главный герой и рассказчик. Шерлок Холмс рождается в этом мире именно благодаря встрече с ним. И эта история – о том, как встретились автор и его персонаж, и как автор начинает лепить героя из своего друга".
Нам предстоит увидеть, как под влиянием Уотсона угловатый одержимый неврастеник в мятой рубахе, "то ли идиот, то ли гений", постепенно научится боксировать, курить трубку вместо сигарет, начнет сносно играть на скрипке, заставит мир поверить в свой несомненный талант. А для того чтобы авторитет Уотсона в глазах Холмса был психологически оправдан, режиссер пригласил на главные роли актеров разных поколений.
Наблюдая за тараканами
В том, что Уотсона должен играть Андрей Панин, сомнений не было ни у кого. А вот роль Холмса долго оставалась "вакантной". Претендентов было немало, и каких претендентов! Евгений Миронов был согласен попробовать, но… не подошел по возрасту, Иван Охлобыстин не смог ради съемок надолго оставить семью. Почему режиссера не устроили Константин Хабенский, Иван Стебунов и Антон Шагин, остается только гадать. Идея же пригласить на роль Холмса Игоря Петренко удивила всех, в том числе его самого:
Игорь Петренко: "Я долго отказывался, до последнего не верил, что мне надо это делать. Ну какой я Шерлок Холмс? Справлюсь ли я? Столько экранизаций вышло, фильм Масленникова до сих пор серьезно держит свои позиции. Мне было страшно и непонятно".
Не сразу поверил в актера и его напарник. "Игорек – вот такой парень, но ни капли не Холмс", – говорил Панин после первой пробы. "У Игорька-то получилось", – резюмировал он же ближе к концу съемок. С ним согласен и режиссер, уверенный, что Петренко справился с задачей на 120 процентов.
Андрей Кавун: "Интересно было наблюдать, как Игорь ищет персонажа. Когда ему притащили в декорацию тараканов и пауков (а в кабинете Холмса чего только нет, в том числе экзотические насекомые в банках – прим. ред.), было видно, как постепенно он начинает себя вести чуть-чуть как таракан. В этот же момент он купил себе огромного дога, которого назвал Артуром, и я вдруг увидел, что в нем появляются какие-то щенячьи ухватки".
Игорян, жги!
Сам же Игорь безмерно благодарен своему партнеру Андрею Панину – именно с его помощью он смог полностью раскрепоститься на площадке. "Панин как партнер был безупречен, – вспоминает актер. – Я очень сильно волновался, не хотел быть слабым звеном. Андрей мне сразу сказал: "Игорян, жги, я подстроюсь. Даже не думай, где я нахожусь в данный момент". И он предоставил мне такое поле для освобождения от волнения, от стереотипов, такой простор для творческого полета! Локоть и плечо Андрея я ощущал на протяжении всей истории".
Как мы знаем, для Андрея Панина роль доктора Уотсона стала последней. Он так и не успел приступить к озвучанию. Но создатели фильма нашли выход из ситуации: 95% записанного непосредственно на съемках звука удалось спасти, в остальных случаях за Панина говорит актер, который и раньше неоднократно это делал.
Боярский и другие
Одна из самых ярких ролей в фильме – у Михаила Боярского, сыгравшего, опять же нехрестоматийно, инспектора Лестрейда. В его исполнении – это суровый, жесткий, упертый господин с зычным голосом – настоящий грозный инспектор, немного тугодум, немного самодур. Прежде чем взяться за роль, актер долго сомневался, переживал, и даже придя на площадку, какое-то время держался особняком, возведя стену между собой и режиссером. Но уже к десятому съемочному дню оттаял и с головой погрузился в творческий процесс. Небольшую роль сыграла и его дочь Елизавета Боярская, несмотря на то что на момент съемок была беременна. Появятся в фильме и другие узнаваемые лица: Леонид Ярмольник, Андрей Мерзликин, Игорь Скляр, Светлана Крючкова, Алексей Горбунов, Александр Адабашьян, Ольга Волкова, Александр Баширов и др.
Конан Дойл наизнанку
Сценарий фильма по разным причинам переписывался несколько раз целой группой авторов. В итоге мы увидим восемь двухсерийных историй, знакомых и незнакомых одновременно. Каждая скомпилирована из нескольких рассказов Конан Дойла, ранее не экранизированных, но ни одна из них не пересказана в лоб: "Это детектив, в детективе важно до конца не знать, что всех убил садовник, иначе нет интриги, – объясняет режиссер. – Какие-то истории мы переписали, какие-то вывернули наизнанку, что-то додумали". Из "додуманного" появляются в фильме и неожиданные любовные линии. У Шерлока Холмса развивается бурный роман с Ирэн Адлер (Лянка Грыу), а доктора Уотсона создатели влюбили в 40-летнюю вдову миссис Хадсон (Ингеборга Дапкунайте).
Съемки проходили в Петербурге и его окрестностях: Ивангороде, Кронштадте, Гатчине и Петергофе. Бейкер-стрит снимали в Выборге, задекорировав подходящую улочку в стиле викторианской Англии. Знаковые приметы Туманного Альбиона воссозданы в картине с помощью масштабной компьютерной графики.
В качестве реквизита на съемках использовали огромное количество раритетных вещей, которые брали в аренду у коллекционеров и антикваров, из музеев. Игорь Петренко "подарил" Холмсу свою личную скрипку, для которой сделали роскошный футляр. А вот каминный экран в квартире на Бейкер-стрит перекочевал туда не откуда-нибудь, а из фильма Игоря Масленникова.
Привет с "Титаника"
Одна из самых больших удач фильма – звучащая в нем музыка. Побеги, погони, драки совершаются под зажигательные мелодии английского композитора Гэрри Миллера, в которых явственно слышатся кельтские мотивы. Отнюдь не тривиальное музыкальное сопровождение для "холмсианы" – такое же непривычное, как и все остальное в этом фильме. "Я смотрел "Титаник" и, услышав в сцене, где ДиКаприо с Уинслет зажигают в трюме, ирландскую кабацкую музыку, понял, что это может быть музыкальной концепцией фильма. На мой взгляд, получилось необычно и забавно", – вспоминает Андрей Кавун.
Впрочем, в этой истории о Холмсе необычно все. Это – ее главное достоинство, это же до сих пор не дает создателям картины спокойно спать по ночам. Не слишком ли сильно они рискнули, так лихо переосмыслив классический сюжет? "Я ввязался в авантюру, – признается режиссер Андрей Кавун. – Мне ни разу не доводилось столько раз слышать фразу: это не получится, этого не будет никогда. Я все время боялся, что эта конструкция развалится от любого порыва ветра, и сейчас боюсь".
Впрочем, о том, что "эта конструкция" вполне жизнеспособна, говорит тот факт, что картина уже продана в несколько стран. Нам же предстоит оценить ее на следующей неделе, в будни, в 21.00 на телеканале или сайте Russia.tv в режиме онлайн-трансляции. Сразу после эфира видео будет выложено в наш архив, где будет доступно для просмотра в любое время.
Людмила Хлобыстова, Russia.tv