Дорогой из желтого кирпича
Германо-скандинавская мифология формировалась с V века до н.э. и до принятия христианства. Основным источником информации о ней стали тексты поэтической "Старшей Эдды" и прозаической "Эдды" Снорри Стурлусона, благодаря которым стало известно, что старшим богом у скандинавов считался Один. Кроме него, в пантеоне присутствует еще 12 богов - от Тора до Локи.
Злейший враг великанов, бог грома и молнии Тор был у Одина старшеньким "триждырожденным" сыном. В волшебное снаряжение наследника престола входили: молот МьЈлльнир, железные рукавицы и пояс, удваивающий силу. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был практически непобедим, в результате МьЈлльнир стал символом созидательных и разрушительных сил, источником плодородия и удачи, мог возвращать к жизни животных и даже благословлял браки. К фильму режиссера Кеннета Браны "Тор" скандинавская мифология не имеет ни малейшего отношения…
Просто на беду бога Тора, комиксы о нем оказались единственными из всех историй о супер-героях, созданных компанией Marvel, которые еще не успели экранизировать. В результате вышло, что Один (Энтони Хопкинс), Тор (Крис Хемсворт) и Локки (Том Хиддлстон) живут в мире, придуманном в середине прошлого века. В декорациях, позаимствованных то ли у фильма "Метрополис" (1927 год), то ли у "Гиперболоида инженера Гарина" (1965 год), либо в "Волшебнике страны Оз" (1939 год). Они, декорации эти, безусловно, для своего времени были новаторскими и фантастическими. А нынешние, безусловно, осовременены, раскрашены и даже порой сняты в 3D, что не мешает им попахивать плесенью веков, проникшую сквозь обильные украшения и позолоту. Так что через минут пять от начала фильма перестаешь понимать, как в этом изобилии золота и барской роскоши скандинавские боги стать сумели атлетичными аскетами и бравыми вояками.
Тем не менее, Одину удалось вырастить сыновей суровыми воинами и даже назначить Тора наследником. Но церемония коронации подзатянулась, и за это время на Асгард напали, Тора оболгали, а Один, разгневавшись, впал в спячку. Успев перед этим отправить любимого сына в неведомую даль – то есть на современную Землю. Столкнувшись с автомобилем самобытных ученых (Стеллан Скарсгард, Натали Портман, Кэт Деннингс), принявших его падение за великое открытие, Тор внедряется в ряды землян.
Лишенный уникальных способностей супергероя, он больше всего похож на самого обыкновенного неотесанного мужлана. Тор почти что готов примириться с действительностью, тем более со столь привлекательной, как обожание его героиней Портман. Но прежде чем "честным пирком да за свадебку", придется делом заняться: вернуть поруганную честь, примириться с отцом, наказать изменника, спасти мир… и намекнуть, что сиквел не за горами.
Словом, дел у Тора - как у Золушки, мечтавшей хоть одним глазком взглянуть на бал, а умения, расторопности и, что хуже всего, обаяния – куда меньше. Настолько мало, что единственный вопрос к режиссеру - вовсе не о том, почему он экранизировал комиксы, если ему приглянулась тема скандинавских мифов. Тут ответ лежит на поверхности – берем, что предлагают. Куда интереснее было бы узнать другое: неужто во всей Северной Европе не нашлось ни одного актера с внешностью и данными викинга? Зачем на роль великого скандинавского бога приглашать невзрачного и неспособного играть австралийца?
Впрочем, в "Торе" и без того есть, чему подивиться. Чего стоит политкорректное окружение Одина, состоящее из Джеки Чана, Робин Гуда и Зены. Эту команду друзей-героев Кеннет Брана не раз пустит дорогой из блестящего кирпича, хотя в "Эддах" в каждое царство ведет свой уникальный путь. Не спасает ситуацию ни великолепный Стеллан Скарсгард (как раз-таки викинг по происхождению), ни Натали Портман. Актрису и до этого фильма можно было подозревать в том, что она соглашается на любую роль. Но после "Тора" на ней навечно поставлено тавро "всеядная". К тому же Портман явно начала баловаться ботоксом, а это не украшало еще ни одну женщину.
В последние годы в европейском телепакете прочно обосновались два канала, круглосуточно транслирующие классическую музыку. На одном передают настоящие концерты, снимаются серьезные программы, показывают сложные постановки. Второй – классика-лайт. Здесь юноши, томно закидывая длинную челку, вздыхая, поют общедоступные романсы, а дивы в струящихся одеждах плавно вздымают руку к струнам и в порывах ветра улыбаются с экрана куда профессиональнее, чем наигрывают парочку самых популярных мелодий. К классическому репертуару этот набор имеет примерно такое же отношение, как и сказочка про "Тора" к мифам или к кинематографу.
Но кому-то непременно понравится.
Мария Свешникова, RUTV.ru