Картинка

Интервью Кинозрители выбирают апокалипсические настроения

25 декабря 2011, 23:25

На этой неделе состоялось вручение кинематографической премии "Белый слон", которая первая из российских премий подвела кино итоги этого 2011 года. Свои итоги подвел и кинообозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин вместе с режиссером Андреем Звягинцевым и кинокритиком Ларисой Малюковой.

Долин: Здравствуйте. У микрофона Антон Долин. И сегодня мы проведем беседу, которая будет посвящена кинематографическим итогам 2011 года. Гости нашей программы сегодня - кинорежиссер Андрей Звягинцев. Андрей,  привет.

Звягинцев: Привет.

Долин: И Лариса Малюкова - кинообозреватель "Новой газеты". Лариса, привет.

Малюкова: Здравствуй, Антон.

Долин: Прежде чем мы перейдем к этой дискуссии, я хотел бы, чтобы наши слушатели ознакомились со статистическими данными,  которые подготовила специально для нас наш корреспондент Анна Щербинина.

Щербинина: За 2011 год в прокат вышло 342 фильма, из них 51 - российского производства. На последнем месте в пятерке лидеров проката по России и СНГ - мультфильм Kung Fu Panda 2, собравший 32 миллиона долларов. На четвертом месте - многосерийный суперхит "Гарри Поттер и Дары смерти", часть 2, принесший кинопрокатчикам почти 37 миллионов долларов. С внушительным отрывом третью позицию заняли "Трансформеры 3: Темная сторона Луны", они собрали 45 миллионов. На втором месте - еще один анимационный шедевр "Кот в сапогах" - рекордные 50 миллионов.

Но абсолютным лидером проката стали "Пираты Карибского моря: На странных берегах" - более 63 миллионов долларов. Что касается российских фильмов, то здесь показатели более скромные. В пятерку лучших по результатам 2011 года вошли: "Служебный роман. Наше время" - почти 12 миллионов, "Выкрутасы" - со сбором в 12,5 миллионов, "Бой с тенью 3" - с 13 миллионами. А второе место с результатом 19 миллионов завоевал мультфильм "Три богатыря и Шамаханская царица". На первой позиции с большим отрывом оказались первые "Ёлки", собравшие почти 23 миллиона долларов.

Долин: Я напоминаю, мы говорим об итогах года. Первую кинопремию вручили "Белый слон", и фильм "Елена" Андрея признан лучшим фильмом этого года отечественным. Я, кстати говоря, полностью присоединяюсь к выбору моих коллег, я был среди голосовавших тоже, и Андрея поздравляю. Но фильм "Елена" будет одной из тем нашего обсуждения. А сейчас я хотел бы начать с того, чтобы попросить наших гостей подвести собственные итоги этого года, рассказать о своих наиболее сильных каких-то впечатлениях. Лариса, тебе передаю слово.

Малюкова: Мы сейчас слышали комментарий вашего радио о том, какие фильмы самые  посещаемые. Поэтому понятно, что наших фильмов, во-первых, таких нет, потому что: а) мы не умеем делать развлекательный богатый жанр и б) зритель перестал ходить на осмысленное хорошее кино, в том числе и русское. Вот и всё. И не только русское, правда же? И я так понимаю, что и Триера "Меланхолия" собрала немного. То есть все фавориты этого года - и "Туринская лошадь", и знаковый...

Долин: "Туринская лошадь" вообще не вышла.

Малюкова: Тем более. Ы знаю, что ее скачивали как-то, поэтому мне люди рассказывали, что они видели.

Долин: В Интернете смотрели, да.

Малюкова: Да, и Интернет оказывается в этом, кстати, впереди. Это первое. Что касается моих ощущений того, что происходит, и это касается моих приоритетов, все-таки это скорее авторское кино. Тут есть свои новые тенденции, которые стоит, наверное, каким-то образом еще нам осмыслить. Первое. Разделение мощного потока независимого хорошего кино на две тенденции. Первая - фильмы, глобально осмысляющие происходящее в мире, фильмы метафизические, высказывания о конце света, высказывания о том, что происходит с человеком. Это касается и "Фауста" (я называю лучшие картины мира по данным главных фестивалей мира), это и "Туринская лошадь", это и "Меланхолия", и, в общем, очень много картин.

Долин: И "Древо жизни" Торренса Малика, конечно.

Малюкова: "Древо жизни" прежде всего - главный приз Каннского фестиваля. Вот такие мегаполотна философские о том, что происходит сегодня с человеком. Можно оценивать их по-разному, но, мне кажется, очень важно их посмотреть и задуматься. И вторая тенденция - столь же актуальная, а, может быть, впервые столь актуальна - это тенденция современных главных режиссеров мира к простому, ясному локальному высказыванию. Причем, это никак не отменяет качество картин. Это и Дарденн, это и прежде всего Андрей Звягинцев, который здесь сидит, который ушел от этих метафизических полотен к какому-то (он со мной, наверное, не согласится),  мне кажется, к более внятному высказыванию, которое способны воспринимать зрители разного ряда. Режиссеры мира идут к этому, это тоже тенденция времени, потому что столь раскалена социальная температура сегодня жизни общества, столь сложно пробиться к зрителю, что требуются новые какие-то другие краски и новые высказывания, более, может быть, внятные и ясные.

Долин:  Андрей?

Звягинцев: А для меня что говорить? О личном не стоит говорить, потому что для меня, конечно, этот год весь освящен как бы под покровом этого события - фильм "Елена". Он был закончен в феврале этого года, в мае был представлен в Каннах. А дальше вся моя жизнь, в общем, практически до недавнего времени протекала под знаком сопровождения фильма. Это о личном. А о нем не стоит, это уже прошло.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация