Интервью "Открытая сцена" осваивает инновации
Персоны
В Москве активную работу начинает проект "Открытая сцена". После конкурса, который провел департамент культуры, новым директором проекта стал Филипп Лось. Дирекция "Открытой сцены" занимается как поддержкой творческих инициатив, так и созданием собственных проектов. Она разместилась в здании на Поварской, где раньше располагалась "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева. О том, что это за проект, как он будет развиваться и вернется ли в свой родной театр знаменитый Анатолий Васильев, обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский поговорил со своим гостем.
Заславский: В студии Григорий Заславский, добрый день. "Открытая сцена" - так назывался инновационный проект тогда ещё комитета по культуре Москвы, когда и самого слова "инновация" никто не знал. И тем не менее, этот проект существует уже, наверное, почти 20 лет. И совсем недавно, поняв, что он заходит в тупик, уже департамент культуры Москвы объявил конкурс на новую концепцию. Этот конкурс выиграл Филипп Лось, до недавнего времени директор театра "Школа современной пьесы", он же и назначен был директором проекта "Открытая сцена". И я приветствую вас в студии "Вестей ФМ", добрый день.
Лось: Добрый день, Григорий.
Заславский: Ну, наверное, самый интересный вопрос: что вы предложили такого, чтобы выиграть? И сколько вообще было других программ? Потому что я вот недавно был в составе конкурсной комиссии в Министерстве культуры, правда, как эксперт. На пост директора Театра Образцова претендовали, по-моему, 8 или даже 9 человек. В общем, это довольно серьезное было мероприятие. И мне кажется, что не все участники всерьез к этому отнеслись. Насколько в данном случае были серьезными эти концепции? Приходилось ли не спать ночами?
Лось: Я не знакомился со всеми концепциями. Если не ошибаюсь, концепций было 5 или 6 на конкурсе. Мы действительно в течение месяца вместе с Дарьей Мещанкиной, Анной Банасюкевич и Евгением Худяковым, моими однокурсниками и коллегами, соратниками по "Школе театрального лидера", делали эту концепцию, спорили, меняли, разрабатывали. В общем, тот результат, который у нас получился, мы отослали на конкурс.
Заславский: У истоков этой самой "Открытой сцены", открытых площадок и всего такого прочего, был не прошлый, а позапрошлый руководитель комитета по культуре Москвы Игорь Борисович Бугаев. И я помню, какие страсти бушевали в зале коллегии. Михаил Пушкин и Эдуард Бояков принимали в этом участие. Потом Бояков обрел свое собственное здание - театр "Практика", Михаил Пушкин возглавил Театральный центр на Страстном, а "Открытая сцена" как-то загнивала и превратилась уже непонятно во что, портя блистательные и белые интерьеры бывшей "Школы драматического искусства" на Поварской.
Лось: Ну, я бы не описывал историю "Открытой сцены" исключительно в таких нерадостных тонах. Все-таки за эти 13 лет, если не ошибаюсь, проект помог очень многим интересным спектаклям, причём как в системе репертуарного театра, так и в каких-то альтернативных организационных формах (в меньшей степени, наверное), помог встать на ноги и встретиться с публикой большому количеству интереснейших режиссеров, художников, композиторов. Поэтому не все так плохо на самом деле. Просто сегодня ситуация, конечно же, сильно поменялась. Сегодня молодые режиссеры в значительно большей степени востребованы репертуарными театрами, современная, новая, свежая драматургия значительно больше интересует сегодняшних руководителей московских театров, чем это было 12 лет назад. Поэтому, конечно, проекту "Открытая сцена" надо двигаться дальше. Именно на эту тему мы и позволили себе поразмышлять, пофантазировать, поконструировать эту концепцию. Суть концепции в том, что инновации должны в большей степени доходить до московского зрителя не только через систему репертуарных театров, но и через ту самую систему свободных площадок, ради которой, собственно говоря, изначально проект и придумывался. Ведь сегодня свободная площадка - это и Дворец культуры, который лишь отчасти функционирует, а зал, как правило, простаивает, это и некоторые московские кинотеатры, которые тоже стремятся расширить свою деятельность в сторону театральных, зрелищных мероприятий, а не только кинопроката, это и масса площадок, которые в значительно меньшей степени сегодня освоены, это и площадки школьные, и площадки колледжей, и площадки музеев. Все это пространство постепенно объединить в инфраструктуру, альтернативную системе репертуарных театров, чтобы инновационные театральные проекты могли прокатываться на этих площадках. Собственно говоря, вот в этом была наша основная задача, к этому мы стремимся.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью