Субъектив Шотландия - корневая система Британии
Персоны
Референдум в Шотландии и крушение проекта глобализации. Гость радио "Вести ФМ": Леонид Крутаков, журналист. Ведущие - Петр Федоров и Владимир Аверин.
Аверин: Союз Англии и Шотландии - это какая-то знаковая вещь для европейского мира, для, может быть, европейской цивилизации?
Федоров: Очень хороший вопрос. Я на него отвечу достаточно косвенно. Давайте я вам сейчас перечислю имена шотландцев, которые изменили лицо нашего мира. Джеймс Уйат - паровая машина - шотландец, Адам Смит - экономист, Уильям Кельвин - это которая температура по Кельвину, а не Кальвин, который протестантство вводил, потому что шотландцы католики, Джеймс Максвелл - это физик, Ливингстон - путешественник, Африку открывал, Томас Липтон - чай, вот чай, который мы пьем, шотландский, организовал эту фирму. Александр Флеминг - пенициллин. Джон Данлоп - пневматические шины. Это оно, аптекарь, кишочку резиновую склеил, накачал, чтобы сынишка не гремел железными ободами велосипеда в квартире. Эндрю Карнеги - ну, даже представлять не надо, правда. Александр Бэлл - изобретатель телефона, один из, они одновременно изобрели, но один из них он. Братья Макдональдс в 1954 году открыли сеть ресторанов, но долго не продержались, их компаньон обокрал и все у них выкупил. Но тем не менее - шотландцы.
Аверин: То есть простые честные шотландские парни?
Федоров: Да. Роберт Браун - по-старому Броун, броуновское движение. Чарльз Макинтош - это изобретатель макинтоша, прорезиненного плаща. Ну и, конечно, Брюс Макларен - это "Формула-1".
Аверин: А еще те неназванные люди, которые в свое время перегнали тот напиток...
Федоров: Ну, их там много.
Аверин: И вересковый мед.
Федоров: Да-да. Ну, кроме этого еще Алан Пинкертон, Роберт Стивенсон и, конечно, Вальтер Скотт.
Крутаков: Петр прекрасно обрисовал нам, что такое исторически значило объединение Шотландии и Англии.
Федоров: А я сейчас там был, две недели поездил, посмотрел, потрогал.
Крутаков: "Пал Андреич, вы шпион?"
Федоров: Увидел, как везде вот это голубенькое YES кругом налеплено. Оказываюсь ну просто нигде? и вдруг на скале - YES. Мне пришлось даже выяснять, что это такое.
Крутаков: Я бы хотел сказать, что независимо от исхода референдума само его проведение очень значимый сигнал для всего мира, это действительно сигнал о том, что противоречия начались уже внутри, скажем так, объединенного Запада англосаксонской системы. Если раньше конфликты, вызванные процессом глобализации, они происходили в основном на периферии, даже нынешний украинский конфликт и ближневосточный – все-таки это периферия, такое пространство общей нормы западной, то теперь это ценностные столкновения и противоречия уже внутри самого мира, мира, который задает правила поведения в экономике и в политике.
Полностью слушайте в аудиоверсии.