Субъектив Украинство – польская идея
Персоны
Украинство: исторические мифы и реальность. Гость Петра Фёдорова и Ольги Подолян в студии "Вестей ФМ" – историк Олег Сапожников.
САПОЖНИКОВ: Если уж мы вернемся к теме, и, может, ты отчасти и прав, украинство в известной степени не этноним, а политоним. То есть, это, скорее, политическое самоопределение части народа, нежели реальный этноним. Очень хороший, если так можно сказать, лабораторный пример (мы уже совсем вперед забегаем) – вот часть русин, которых некоторые называют украинцами, которые жили между Первой и Второй мировыми войнами в составе Чехословакии, в Закарпатской Руси, вот там интересно было: во время проведения переписи те люди, которые там живут, часть идентифицировала себя по национальности как русские, а половина идентифицировала себя как украинцы. Причем речь идет об одном и том же и этнически, и культурном сообществе...
ФЁДОРОВ: Религиозном.
САПОЖНИКОВ: Живут в одном и том же регионе в одних и тех же городах, но одни себя идентифицируют как украинцы, другие себя идентифицируют как русские.
ФЁДОРОВ: Язык один, фольклор – один.
САПОЖНИКОВ: Культура. Все одно!
ФЁДОРОВ: Да, любопытно.
САПОЖНИКОВ: Да, это просто показатель того, что это в известной степени все-таки политоним.
ФЁДОРОВ: Что люди вкладывают в то или иное определение.
САПОЖНИКОВ: Мы и в первой нашей передаче говорили о претензиях современных украинских националистов, свидомых. Кстати, само понятие "свидомые" – это сознательное украинство. Попытки претензий...
ФЁДОРОВ: С оттенком "убежденный".
САПОЖНИКОВ: Наследие Киевской Руси. Мы на прошлой передаче разобрали до известной степени беспочвенность этих претензий, в которой, кстати, признаются и современные украинские историки, которые не отходят от академизма. Например, академик Толочко, известный исследователь домонгольской Руси, он прямо указывает, что вот этот вот разрыв между 13 и 15 веками, запустение этой земли, настолько большой, что уже пришли другие люди, и другие эмиграционные волны.
ФЁДОРОВ: Мы в прошлый раз сказали, что переселение шло с Севера, из Белоруссии. Мы говорили о том, что на 200 лет была утрачена практика государственности вообще. Мы говорили и о том, что если и употребляется термин "Киевская Русь", то параллельно должны приниматься и такие термины, как "Новгородская Русь", "Рязанская Русь".
САПОЖНИКОВ: Да, что это понятие географическое, а не хронологическое.
ФЁДОРОВ: Что это понятие географическое, не хронологическое, и ни в коей степени не связано с тем, что после 17 века стали уже понимать в смысле национальности.
САПОЖНИКОВ: Это было краткое напоминание. И мы перешли к Переяславской раде. Переяславская рада, напомню, это результат восстания запорожских казаков вместе с южнорусскими крестьянами против польского гнета и религиозного.
ФЁДОРОВ: Против экономического и религиозного гнета.
САПОЖНИКОВ: Да, смешалось все, но основными движителями, моторами, драйверами все-таки был национальный и религиозный.
Полностью слушайте в аудиоверсии.