Взгляд Максима Кононенко И за лес, и за снег, и за дождь - плати!
Персоны
Реплика Максима Кононенко на "Вестях FM".
XIX век подарил России два главных вопроса: кто виноват и что делать? И если ответ на первый из этих вопросов очень зависит от текущего социально-политического контекста, то точный ответ на второй дан во второй половине XX века. Что делать - понятно. Надо изыскивать внутренние резервы.
Изыскание внутренних резервов - важнейшее и любимейшее дело русских чиновников и депутатов. Ускорение, нанотехнологии и импортозамещение - имя ему легион. Но когда-то надежды на собственные силы иссякают и остаются только надежды на силы природы. И изыскание резервов начинается там.
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды одобрил поправки в федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Эти поправки разрешают администрациям природных парков России вводить плату за вход: 1,5 тысячи рублей за вход в Битцевский лес, Бахчисарай, Бажовские места или на Ленские столбы. Причины называется веская: люди вытаптывают траву, мусорят. Вообще, ходят там всякие, белок пугают.
А в феврале минувшего года Рослесхоз специальным письмом разъяснил что "присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных и буреломных деревьев без осуществления рубки указанных деревьев следует рассматривать как хищение". То есть, если вы собираете хворост для костра в лесу, - вы уже вор и с вас можно взять.
Хорошо бы еще, конечно, и за грибы-ягоды брать. Пока эта идея не нашла формального воплощения, но периодически, раз в несколько месяцев, озвучивается тем или иным чиновником. От региональных до федеральных. Ну, ведь правда - грибы и ягоды растут в государственном лесу, как может гражданин их так просто брать и бесплатно есть? Берут же с граждан за зверей в лесах, за рыбу в реках и морях - значит, надо и за грибы-ягоды брать. Разницы нет!
И хотя идея, безусловно, плодотворная, в концептуальной чистоте она уступает идее муниципального унитарного предприятия "Водоконал" города Биробиджана. Там решили вообще абстрагироваться от людей и изыскивать внутренние резервы в явлениях природы как таковых. И ввели в квитанциях об оплате коммунальных услуг строку - внимание! - "выпадение осадков от дождей и таяния снега". Директор биробиджанского "Водоканала" говорит, что иного выхода нет - после природных катаклизмов предприятию приходится перекачивать до 3 миллионов тонн неучтенной воды. И кто за это будет платить? Ну, разумеется, мы. Мы будем платить. И за лес, и за снег, и за дождь.
А там, где леса, снега и дождя нет, мы готовы платить даже за то, что их нет.