Картинка

Взгляд Максима Кононенко С кем поговорить в беспилотном такси?

1 февраля 2022, 13:06

Персоны

Реплика Максима Кононенко на “Вестях FM”.

Человечество всегда было подвержено влиянию моды. То все ходили в париках, то в трико, то в камзолах. То всем нравились полные женщины, то худые. То человечество боролось с озоновой дырой, то, позабыв про дыру, стало бороться за “зеленый энергетический переход”. Логики и обоснованности во всем этом каждый раз было мало, но ведь мода и не должна быть логичной и обоснованной.

Вот взять, к примеру, моду на беспилотные такси, созданием которых занимаются крупнейшие агрегаторы мира. The Financial Times публикует статью, основанную на исследованиях Массачусетского технологического института и Гарварда еще 2020 года. Оказывается, даже если беспилотное такси будет создано, то оно… окажется никому не нужным.

Вблизи всё кажется идеальным. Наибольшие расходы агрегаторов — это выплаты водителям. И если водителей не будет — то и эта статья расходов исчезнет. Но если посмотреть издалека, то всё выглядит вовсе не так красиво и просто. Дело в том, что у агрегаторов сейчас нет собственных автомобилей. Агрегатор — это информационный сервис, обеспечивающий водителей такси заказами и не несущий никакой ответственности за то, что будет дальше. И даже за то, что вызывающий такси клиент так и не дождется машины.

В случае с беспилотными такси эти самые робомашины будут принадлежать уже агрегаторам. То есть надо купить эти машины. Их надо обслуживать. И если агрегатор таким образом из информационного сервиса превращается в таксопарк — то он начинает отвечать за то, что клиент так и не дождался такси. И удивительным образом выгода превращается в сплошные убытки.

Конечно, можно предположить, что агрегатор останется просто агрегатором, а машины, как и прежде, будут принадлежать таксопаркам, которые и будут их обслуживать, получая от агрегатора деньги напрямую, минуя водителя. Но, во-первых, это потребует смены компетенций в таксопарках. И во-вторых, таксопарки не занимаются разработкой беспилотных такси. Этим занимаются как раз агрегаторы. А раз этим занимаются агрегаторы — значит, на этом хотят заработать именно они.

Ну и, кроме всего прочего, в такси без водителя нельзя будет поговорить с водителем. Попросить его притормозить у цветочного киоска, например. Или объяснить, что ты опаздываешь в аэропорт.

Заметьте, речь идет именно о такси. У беспилотных магистральных грузовиков и сельскохозяйственной техники перспективы значительно лучше.

Хотя кто его знает — может, исследования на эту тему как раз сейчас пишутся. Мода ведь не только всегда существует. Она еще и всегда переменчивая.

Взгляд Максима Кононенко. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация