Субъектив Работа на перспективу: образование, интеграция и развитие
Персоны
Итоги Петербургского международного экономического форума Пётр Фёдоров и Наталья Мамедова в эфире "Вестей ФМ" подводят с журналистом Леонидом Крутаковым.
Крутаков: Если говорить об итогах Петербургского форума, то я бы, наверно, выделил три, на мой взгляд, ключевых. Самая первая - это озвученная Владимиром Путиным идея интеграции и создание нового евразийского партнерства. Второе, не потому, что занимает второе место, может быть, даже и первое - это проблема образования и становления их, потому что у тебя, по-моему, Петя, я видел в Facebook историю об обмене школьниками. Это ведь с чего началось? Когда Советский Союз обогнал США в космической гонке и запустил первый спутник, то для США это был шок. С чего они начали?
Федоров: Исследовать школьное образование России.
Крутаков: В России. И реформировать свое собственное, чтобы воспитать тот самый инженерный мозг, который прекрасно воспитывал Советский Союз и советское образование.
Федоров: Хотя, я тебе должен сказать, что мой знакомый, который как раз и с космосом близок, и многогранно образованный человек, он-то меня уверял, что в космос мы полетели еще на гимназическом образовании, а не на советском.
Крутаков: Но тут традиция сильна.
Федоров: А традиция советской школы своими корнями опирается на гимназическое в огромной степени. И не только на гимназическое, но и на реальное училище, которые, конечно, были великолепны, опирается и на ту инженерную школу, которая благодаря гению Витте была образована. Напомню, что в конце XIX века русская инженерная школа на всемирной выставке в Чикаго получила золотую медаль, а достижения наших инженеров использовались повсюду в мире. Я просто говорю о том, что это традиция, которая проявилась так ярко в 50-х годов, но ни в коем случае не опровергаю то, что ты говоришь.
Крутаков: Конечно, конечно. И третье. Во-первых, образование важно, потому что это качество человеческого капитала, это главное, что производит государство. Оно производит не машины, оно производит людей. И чем выше интеллект у этих людей, чем выше их потенциал, тем выше возможность у этого государства. Это надо прекрасно понимать для себя, то есть если у бизнеса коммерческая мотивация - прибыль, то у государства иная мотивация и это тоже надо для себя понимать четко. Это как раз к той теме, о которой тоже будем говорить. И третий момент, который вообще практически истолковали как некую новую бюрократическую машинку. Это идея, опять же озвученная президентом России, о создании совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Федоров: Тут то, что я читал в либеральных СМИ или у окололиберальных авторов в СМИ, которые не являются уж такими, скажем, критически настроенными, это идея о том, что ограничения для бизнеса не только не ослабевают, но вот этим решением лишь усиливаются.
Крутаков: Во-первых, да, это традиционные противоречия, которые пытаются, это конструкция 90-х годов, которую представите нашей либеральной мысли по-прежнему повторяют, хотя их уже и на Западе нет, они давно исчезли. Мало того, тот новый проект, который США, собственно говоря, реализует, он основывается на тех же основаниях, на которых выстроен китайский феномен феномен.
Полностью слушайте в аудиоверсии.