Служебный вход "Театральный роман" – единственная наша премия в области литературы о театре
Персоны
Культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал о премии "Театральный роман" с директором Государственного
театрального музея имени Бахрушина Дмитрием Родионовым в программе
"Служебный вход" на радио "Вести ФМ".
Заславский:
В студии Григорий Заславский, добрый вечер. Сегодняшний наш гость - это
директор Государственного театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов.
Дмитрий Викторович, приветствую вас в студии "Вестей".
Родионов:
Добрый вечер, Григорий Анатольевич.
Заславский:
Я пригласил вас в данном случае, чтобы поговорить об одном из замечательных
начинаний Бахрушинского музея. Это премия "Театральный роман".
Правильно всё?
Родионов:
Совершенно правильно.
Заславский:
На которую вы выбираете и на которую претендуют, совершенно не обращая внимания
на жанры, это может быть художественная литература, это может быть
документальная литература, это может быть все что угодно. И соответственно вы
себе (совершенно замечательно, как я считаю) обеспечили досуг не просто
культурный. Так бы вы просто так все это читали, зазря, можно сказать, из
чистого удовольствия, а так вы это читаете по работе. И, значит, к вам кто-нибудь
из сотрудников, а вы: "Я работаю, читаю..." Вот, например, новую книжку
Инны Натановны Соловьевой про МХАТ-2 (она же до того Первая студия), или
очередной том дневников Теликовского, директора императорских театров. И, в
общем, мне кажется, что это вот главная задача - сделать свой досуг работой и
уже жить с еще большим удовольствием.
Родионов:
Вы совершенно правы. Совмещать приятное с полезным - это замечательное дело. А
вот премия, которую мы учредили, это первая, я думаю, единственная на сегодняшний
день в России премия в области литературы о театре. Эта идея возникла не
случайно, у нас три года назад (даже более, может быть, три с половиной года
назад), когда мы поняли, что та издательская деятельность, которую ведет музей,
обнаруживает очень большой комплекс проблем в области специальной театральной
литературы, которая, во-первых, за последние годы резко потеряла (как и вообще
вся литература) в тиражах. А, во-вторых, возникла проблема продвижения этой
литературы не только в профессиональной среде, но и среди любителей театра. Об
этих книгах практически никто не знает, они замыкаются какими-то узкими
ареалами в Петербурге, в Москве или в каких-то отдельных регионах. И поэтому мы
решили, что надо что-то с этим делать и надо найти какую-то форму привлечения
внимания общественности к этим замечательным книгам. А книги за последние годы
в области литературы о театре в России вышли просто замечательные. И вот две
премии, которые мы провели за предыдущие годы, это показали. И премия этого
года так же выделила из большого количества литературы, которая за последний
год была издана в России, так же не менее замечательные издания.
Две
книги из этих номинантов премии этого года вы уже назвали, есть и остальные.
Среди них (если позволите, назову) - это два тома "Искусство сценографии
мирового театра" Виктора Иосифовича Березкина, это замечательная книга
Валерия Фокина "Беседы о национальном театре", это "Беседы о
профессии" Георгия Товстоногова и Александра Кацмана. А также Сергей
Цимбал "Острова в океане памяти" и Сергей Черкасский "Мастерство
актера" на примере анализа системы Станиславского, которая перетекла в
творчество Болеславского и Страсберга, то есть американский след в творчестве
Станиславского, как изучали американские актеры систему Станиславского в 20-м
веке. И вот эти книги - это не только мощные монографические научные издания,
но они тем не менее, мне кажется, будут интересны и самой широкой аудитории,
потому что, во-первых, они написаны все замечательным языком, во-вторых, они
действительно рассказывают во многом о малоизвестных сторонах истории
российской культуры и русского театра, открывая совершенно неизведанные
какие-то страницы, открывая множество замечательных имен, или открывая
известные нам имена в совершенно каком-то новом, более глубоком и, может быть,
даже неожиданном ракурсе.
Полностью слушайте в аудиоверсии.