Служебный вход Тот и этот Театр Маяковского
Персоны
Гость в студии: Галина Анисимова, старейшая актриса театра имени Маяковского, народная артистка РСФСР.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, здравствуйте. И, как обычно в это время по субботам, мы говорим о театре. И сегодня я рад приветствовать в студии "Вестей ФМ" Народную артистку России Галину Анисимову. Галина Александровна, здравствуйте.
АНИСИМОВА: Здравствуйте, Григорий Анатольевич.
ЗАСЛАВСКИЙ: Зачем так официально, зачем вы?
АНИСИМОВА: Ну, я не могу сказать "Гриша"…
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, Гриша, ну все-таки…
АНИСИМОВА: Ну, я имею право, потому что я знаю вас, простите, очень много лет.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, я тоже. Нет-нет, абсолютно имеете право.
АНИСИМОВА: Ну, с вашего разрешения, конечно.
ЗАСЛАВСКИЙ: Безусловно. И я хочу сказать, что, конечно, можно вас приглашать в эфир, чтобы, знаете, поговорить о далекой-далекой истории театра. Но поскольку вы потрясающая и сегодня женщина, и ею остаетесь, и совершенно неотразимы, то говорить: "Ой, ну давайте поговорим про то, как было в Театре Маяковского 60 лет назад…", знаете, у меня язык не повернется. Хотя, конечно, вы можете рассказать.
АНИСИМОВА: Простите, я вас перебью, не 60, а 65 лет назад.
ЗАСЛАВСКИЙ: Знаете, у меня тетка, которая до 101 года ходила в Большой зал консерватории, она всегда начинала спорить с посетителями Большого зала и говорить: "Вы поверьте мне, я в Большой зал хожу 50 лет". Потом поворачивалась ко мне и говорила: "Ну не буду же я говорить, что 70, зачем я буду людей пугать?" Вот. Поэтому, вы понимаете, я как-то так уменьшил на пять лет специально, чтобы людей не пугать.
АНИСИМОВА: Тогда хорошо, не будем пугать людей, да? Не будем.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да. И тем не менее, когда вы приходите в театр сегодня, у вас часто возникает желание говорить о том, что а как было раньше, и что раньше было лучше?
АНИСИМОВА: Все дело в том, что уже говорить не с кем. Из тех, кто был раньше, осталось несколько человек. Ну, я бы даже больше того сказала, что три-четыре человека. Мы болеем периодически, конечно, это естественно в силу возраста, поэтому встречаемся мы редко, только на спектаклях, в которых мы вместе играем. А так, вы понимаете, ну что говорить, что вспоминать? Ну, как говорится, как раньше было – так не будет, хуже будет. Поэтому это естественно. Время другое, страна другая, взаимоотношения между людьми другие, вообще все другое.
ЗАСЛАВСКИЙ: А в театре отношения тоже стали другими?
АНИСИМОВА: Ну, естественно. Я вам скажу, почему. Потому что раньше все-таки это была семья. Когда я пришла в театр, я позволю себе, так сказать, немножко углубиться, сказать, что я пришла в театр 8-го октября 52-го года.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ужас, ужас! Страшно сказать…
АНИСИМОВА: Нет, это вам ужас. А вы представляете, каково мне? Ну, это театр был совершенно другой. Меня принимал художественный совет, в котором были такие актеры, как Бабанова, я уже не говорю об Охлопкове, который сам присутствовал. Самойлов, Талмазов, Щукин… Да вообще очень самые, так сказать, великолепные актеры, которые пришли в театр от Мейерхольда. Это была другая школа, другие взаимоотношения, другое отношение друг к другу. Понимаете, сейчас, может быть, потому, что жизнь суровая, я думаю, что сейчас еще за счет этого – люди стали холодны друг к другу. В крайнем случае, когда человек в отчаянном положении, тогда собираются люди и стараются как-то помочь. Но так вот, просто посидеть, поговорить и выслушать другого человека – это бывает крайне редко. Это должно быть такое взаимопонимание, которому хочется высказать что-то и получить, а этого почти нет.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, хорошо. А театр вам сегодня какое-то удовольствие приносит или нет?
АНИСИМОВА: Я очень люблю сейчас спектакль "Плоды просвещения", который мы выпустили не так давно. Это для меня роль, она и была, я когда-то ее играла у Петра Наумовича Фоменко. Но сейчас это другой спектакль.
Слушайте в аудиофайле!