Взгляд Максима Кононенко Конец свободы слова в Шарлоттсвилле
Персоны
Реплика Максима Кононенко на “Вестях FM”.
70 лет назад Уинстон Черчилль сказал, что демократия — это наихудшая форма правления за исключением всех остальных. И сейчас весь мир с интересом наблюдает за тем, как этот тезис подтверждается на практике в маленьком американском городке Шарлоттсвилль, штат Вирджиния.
История, которая там происходит, на самом деле очень простая. Шарлоттсвилль, несмотря на его скромные 47 тысяч человек населения, — город с историей. Рядом с ним находится знаменитое поместье Монтичелло, построенное одним из отцов-основателей США, третьим их президентом Томасом Джефферсоном. Именно там Томас Джефферсон, сам крупный рабовладелец, впервые заикнулся об отмене рабства. Именно там он формулировал важнейшие для политической и гражданской культуры США постулаты о свободе слова.
И вот к чему всё это в конечном итоге привело. Жительница Шарлоттсвилля, в полном соответствии с постулатами Джефферсона, выступила за снос установленного в городском парке памятника генералу Роберту Эдварду Ли — одному из видных военачальников, выступавшего во время Гражданской войны на стороне рабовладельческих штатов. Роберт Эдвард Ли на протяжении десятилетий был самым популярным военачальником Гражданской войны, но поскольку он при этом был сторонником рабства, отношение к нему в последние лет 20-30 существенно изменилось. А поскольку жительница Шатлоттсвилля, выступившая за снос памятника, оказалась, естественно, чернокожей, то городские власти побоялись не пойти ей навстречу.
А вот несколько сотен ультраправых, имеющих, согласно конституции США, точно такие же права на свободу слова и свободу требований, как и жительница Шарлоттсвилля, не побоялись защитить памятник одному из национальных героев. И приехали в Шарлоттсвилль.
И тут свобода слова внезапно закончилась. AirBnb заблокировала ультраправым возможность снять жилье в городе. Крупнейший провайдер GoDaddy потребовал закрыть сайт ультраправых. В городе начались драки, беспорядки, и на сегодняшний день уже есть погибшие и десятки раненых.
В штате Вирджиния введено чрезвычайное положение, губернатор обвиняет во всем президента Трампа. Президент Трамп дает срочные пресс-конференции и прерывает свой отпуск. А человечество с удивлением смотрит на это вот: "все равны, но некоторые равнее других".
Да, ультраправые — неприятные люди. И таки да — расизм отвратителен. Но ведь Николай Васильевич Гоголь еще 180 лет назад устами своего Городничего из "Ревизора" сказал: "Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?"
Впрочем, подождите. Наверняка во всем, что сейчас происходит в Шарлоттсвилле, в конечном итоге окажется виновата Россия.