Субъектив Север и Юг воевали из-за нефти
Персоны
Почему в США разгорелась война с памятниками? Петру Фёдорову, Ольге Бадьевой и слушателям радио "Вести ФМ" рассказывает журналист Леонид Крутаков.
ФЁДОРОВ: Даже не знаю, с чего начнём. Вот ты с чего планировал начать, всё-таки с памятников? Как индикатор?
КРУТАКОВ: Во-первых, да. Памятник, наверно, как индикатор. И главное, что бы я хотел выделить в этом, потому что история с памятником, с Шарлотсвиллем она обёрнута была тут же против Трампа, который заявил, что нарушения и экстремисты есть и с той и с другой стороны. То есть он выступил как…
ФЁДОРОВ: Любой президент поступает всегда так же.
КРУТАКОВ: А его обвинили в поддержке…
ФЁДОРОВ: Но журналисты, которые за деньги ли, по убеждению ли, я не знаю, почему, извернули, извратили эту ситуацию же абсолютно.
КРУТАКОВ: Вот в связи с этим я тут же вспомнил, что свою предвыборную речь главную где произнёс Трамп, помнишь? В Геттисберге, где северяне окончательно победили южан.
ФЁДОРОВ: Совершенно верно. Последняя битва.
КРУТАКОВ: Где Линкольн произносил свою известную речь о необходимости примирения нации. Именно об этом говорил Трамп в своей речи, о создании новой Америки, о расколе, который уже чётко обозначил в этой речи. "Я хочу, чтобы Америка была едина вновь, чтоб тот глубокий раскол, который у нас внутри существует, наконец-то объединился".
ФЁДОРОВ: Его не слышат.
КРУТАКОВ: Да. И он говорил о том, что хочет научить Америку опять мечтать.
ФЁДОРОВ: Ну, да. Ну, скажем, его Юг может быть услышал, потому что Юг массово голосовал за него, но в целом журналисты сделали вид, что они это не услышали. Давай всё-таки чуть-чуть о самой той войне, уж раз о ней речь зашла. Ну, обмениваться фактами, которые, в общем, люди мало знают. Жертв в твой войне… это была самая жестокая война в Америке, последние боевые действия на континенте, и, в общем, по сути, не первые, потому что с англичанами военные стычки были, но погибло, Олечка, 600 тысяч американцев! Это больше, чем потом погибло американцев суммарно во всех остальных внешних войнах – первой мировой, второй мировой, вьетнамской, потери в Афганистане, Ираке.
БАДЬЕВА: Но они себя берегли во всех мировых войнах, так что это не показатель.
ФЁДОРОВ: Ну, тем не менее, показатель в том, что более кровавой войны в истории США не было. Я именно в этом смысле, а не в том, как они потом начали воевать, хотя конечно статистика ведения вот таких войн она любопытна, потому что, знаете, сколько американцев во Вьетнаме погибло?
БАДЬЕВА: Сколько?
ФЁДОРОВ: 54 тысячи. Длилась она столько же, сколько длилась для Советского Союза афганская война. А в Афганистане сколько наших солдат погибло?
БАДЬЕВА: Сколько?
ФЁДОРОВ: 14 тысяч. В 3,5 раза меньше. Потому что учатся воевать. Потому что Американцы во Вьетнаме ещё не умели вести партизанские действия, а наша тогда Советская Армия выводы сделала. И любопытно, что сейчас вот в своих войнах, в том числе в Афганистане, американцы потеряли в 3 раза меньше, в 3,5 раза меньше, чем Советский союз в Афганистане. Военный опыт не проходит даром. Но это я совершенно отвлёкся от темы нашей передачи. Итак. 600 тысяч. За что шла война?
КРУТАКОВ: Ну, самая распространённая версия такая, скажем, попсовая, как ты её назвал…
ФЁДОРОВ: Ну, это голливудская версия! Она сейчас внедрена в мозги, собственно, поэтому памятники и сносят.
КРУТАКОВ: Да, она доминирует в американском обществе, хотя, на мой взгляд… Ну, то есть у меня есть два отношения к этому пути. Первое, самая простая прослойка – это война за нефть, как ни смешно. Потому что за два года до начала войны Севера и Штатов в Пенсильвании забила первая нефтяная скважина.
Полностью слушайте в аудиоверсии