Служебный вход Олег Табаков чувствовал талант
Персоны
Народный артист России Авангард Леонтьев вспоминает об Олеге Табакове.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И, конечно, мне хотелось поговорить в одной из программ об Олеге Павловиче Табакове. И между 9-м и 40-м днем мы встретились с народным артистом России Авангардом Николаевичем Леонтьевым. Я приветствую вас в этой студии, здравствуйте.
ЛЕОНТЬЕВ: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: И я понимаю, что вы человек, который может говорить о Табакове, наверное, бесконечно, имея в виду, что это и годы, вместе проведенные в театре "Современник", и еще более интересное и куда менее известное – совместное сочинение и работа над студией Табакова. И потом, как когда-то Ефремов важных для него актеров перетягивал и приглашал их в "Современник", и точно так же вы были одним из первых, кого Табаков, придя во МХАТ, позвал за собой. Как человека, который ему был необходим в этом его новом, в чем-то авантюрном, а в чем-то, наоборот, очень даже просчитанном театральном предприятии. Он долго уходил, дав вроде бы нам возможность привыкнуть к тому, что его может не быть. И тем не менее, когда его не стало, кого именно вы потеряли?
ЛЕОНТЬЕВ: Вот очень трудно ответить на этот вопрос. Обычно в таких случаях говорят, выражают банальную мысль, что, мол, невозможно это оценить, и еще предстоит только, наверное, это ощутить и почувствовать, значение этой потери. Но, как ни странно, все эти слова очень подходят в данном случае. Вы знаете, Олег Павлович, помимо всего прочего, еще создавал в окружающих ощущение надежности предприятия, равновесия такого и какой-то длительной перспективы. И людям вокруг было очень комфортно. Вот это тоже такое, знаете, нечастое качество у руководителя. Ведь дело не в том, что он руководитель, а в том, что он лидер. Наверное, так в семье чувствуют родные его роль. Вот так и у нас.
Да, Олег Павлович нас подготовил тремя месяцами своего пребывания в больнице, в которую никого не пускали, в больницу, кроме Марины, кроме семьи, почти никого, и из нашего Художественного театра никто и не был у него. Марина не хотела, она хотела, чтобы там был покой. Короче говоря, за эти три месяца Олег Павлович нас подготовил, в общем, как-то к своему уходу. Но мы бы действительно его ждали еще и еще три месяца, и еще полгода, надеясь на лучшее. Очень много значил этот человек для меня в течение всей моей жизни, начиная с 21-го года, и я очень необъективен, я так думаю, в оценке Олега Павловича.
Вот его критикуют, например, за то, что он несколько вольно и расширительно трактовал направление и идеи Художественного театра, будучи уже его руководителем, и позволял эстетическую разноголосицу на сценах Художественного театра. От одного человека я слышал довольно верное, по сравнению с таким базаром, на котором есть любой продукт, как и в Художественном театре. Может быть, может быть, такой крен и существовал. Но дело в том, что у Табакова было другое замечательное качество как у руководителя театра. Он хотел, чтобы были аншлаги, во что бы то ни стало, в пределах разумного, конечно. Но чтобы были аншлаги. И он еще хотел, чтобы были пробы и были эксперименты.
Полностью слушайте в аудиоверсии.