Служебный вход Невозможно поставить "Золотого петушка", чтобы он пришелся не ко времени
Персоны
Музыкально-театральные итоги сезона: яркие премьеры прошлого и анонсы предстоящего.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И как обычно в конце сезона, поскольку театр, выставочная жизнь, музыкальная, живет традиционно сезонами, мы подводим еще и культурные итоги. И в этот раз мы говорим о музыкальных, музыкально-театральных, оперных итогах этого календарно-театрального сезона. И я приветствую в этой студии двух музыкальных критиков – это Наталья Зимянина и Сергей Бирюков. Здравствуйте.
БИРЮКОВ: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я так понял, что вы пришли, держа, можно сказать, наперевес, Сергей, программку "Золотого петушка" Римского-Корсакова. Это премьера "Геликон-Оперы", которая случилась уже вот под занавес сезона. Мне бы очень хотелось, конечно, чтобы мы вспомнили и то, что было в сентябре, в августе прошлого года. Но это естественно, что последние события запоминаются лучше. Что скажете про "Золотого петушка"?
БИРЮКОВ: Во-первых, эта опера относится к тем, которые актуальны всегда. Вот невозможно поставить "Золотого петушка", чтобы он пришелся не ко времени. Во-первых, конечно, по качеству музыки, а, во-вторых, по совершенно потрясающему сюжету, прописанного сперва Пушкиным. А потом Бельский – это редчайший случай, когда он смог усилить самого Пушкина: "По законам – что за слово? Я не слыхивал такого. Моя прихоть, мой указ – вот закон на каждый раз". Понимаете, и вся опера такими текстами наполнена. И Бертман – главный режиссер "Геликона" и постановщик этого театра.
ЗАСЛАВСКИЙ: Создатель этого театра.
БИРЮКОВ: Создатель, да, создатель действительно этого театра. Он действительно попал не в бровь, а в глаз, я бы сказал, в оба глаза сразу. То есть это такая потрясающая притча и анекдот, там потрясающий эпизод, знаете, в начале второго действия. Ну, вернее так: они трехактную оперу соединили, сделали два акта, один только перерыв. И вот после второго перерыва, где начинается третий акт, там ключница Амелфа остается же как бы временщицей, когда царь ушел на войну с шамаханской царицей. И народ-то поет: "Петушка не слышно что-то, тихо, вот давно он нам ничего про войну не поет…" В это время мы видим Амелфу, которая доедает такую огромную жареную жирную куру. То есть вот, ребята, что с нами со всеми бывает и будет, когда нас наконец клюнет жареный петух.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, я так понимаю, что как минимум эта премьера актуальна не только для Рссии, но и для Германии, потому что это копродукция "Геликон-Оперы" с Deutsche Oper am Rhein – это театр в Дюссельдорфе. То есть, вероятно, премьера вышла сначала там, а сейчас уже московская премьера, да?
БИРЮКОВ: Совершенно верно. Два года назад была, если не ошибаюсь, два года назад была там премьера. И вот сейчас эта же постановка перенесена к нам и будет идти у нас. Но исполнители все наши. Я вот каюсь, я не в курсе, кто были исполнители в немецкой премьере, были ли это немцы, скажем, или кто-то еще, или основной состав был наш.
ЗАСЛАВСКИЙ: А дирижировал Федосеев?
БИРЮКОВ: Я, к сожалению, здесь был на премьере, где дирижировал не Федосеев.
ЗАСЛАВСКИЙ: Потому что он музыкальный руководитель.
БИРЮКОВ: Да, он музыкальный руководитель постановки. Мне очень жаль, и это, видимо, мой долг еще раз сходить, потому что все-таки ясно, что спектакль творился и Владимиром Ивановичем. Я видел спектакль и слышал в исполнении Валерия Кирьянова. И это, с моей точки зрения, было отлично, на отличном таком драйве. А уж эти симфонические куски, вот это шествие уродов знаменитое просто рождает восхищение и музыкой самой, и ее воплощением. Но я представляю, как это звучит у дирижера-постановщика. …
ЗИМЯНИНА: Вы знаете, лет 15 назад ведь тоже была постановка в "Геликоне" "Золотого петушка".
ЗАСЛАВСКИЙ: Да-да-да.
ЗИМЯНИНА: И тоже совершенно прекрасная, очень острая, очень смешная, с роскошными инсталляциями Татьяны Назаренко вот этого московского люда нищего, который был рассеян по всему фойе. Так что мне жалко, что я не посмотрела сейчас "Золотого петушка".
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну вообще можно сказать, что после открытия этот театр становится во многом театром русской оперы и даже в большой части театром Римского-Корсакова. Потому что вы, конечно, помните, что открылась новая сцена оперой "Садко".
ЗИМЯНИНА: Да, это подвиг, между прочим, такую оперу поставить. Ее поставить невозможно практически, на мой взгляд. Но с современной техникой, да, уже можно. Мне кажется, получилось у Дмитрия Александровича. Но, может, мы итоги сезона начнем обсуждать?
ЗАСЛАВСКИЙ: Давайте, да, хорошо. Тоже мы про итоги сезона говорим. Пожалуйста, я только слушать готов...
Слушайте в аудиофайле!