Служебный вход Марина Райкина: когда делаешь дело, которое сам придумал, это очень бодрит
Персоны
5 начальников пьют кофе и рассказывают одному работнику, как организовать мероприятие – это не про фестиваль детских театров "Гаврош". Как всего несколько человек умудряются его подготовить, что значит – 4 часа рассказывать детям про толерантность с помощью паучка и как не перессориться, решая организационные вопросы?
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я с удовольствием представляю нашу сегодняшнюю гостью – это арт-директор фестиваля "Гаврош", театральный критик, заведующий отделом культуры газеты "Московский комсомолец" Марина Райкина. Марина, добрый день.
РАЙКИНА: Гриша, добрый вечер.
ЗАСЛАВСКИЙ: В этот раз в Москве проходящий фестиваль "Гаврош", 12-й уже по счету, отдан на растерзание детским театрам Германии. Но не назван никак, никак он не назван. Потому что были и Карлсоны, были и Гавроши. Естественно, "Гаврош", он всегда остается и был, и будет. А у немецкого нет никакого отдельного Пиноккио или какого-то отдельного…
РАЙКИНА: Какого-нибудь Рапунцеля, да?
ЗАСЛАВСКИЙ: Да-да-да.
РАЙКИНА: Гриша, вот ты понимаешь, это, конечно, когда мы начинали, мы всегда искали новые формы. У нас был "Гаврош", и чтобы обозначить страну, которая привезет нам спектакли и все свое прекрасное театральное искусство, мы брали какого-то из персонажей сказочного. И как выяснилось, у нас хватило только Пиноккио, Карлсон из Швеции, а дальше был Гурвинок из Чехии. Чехия у нас не состоялась по определенным причинам, и это была единственная страна, которая сыграла в эту политическую игру с санкциями. И все мои аргументы, которые сводились к тому, что, ребята, вот есть политика, а есть культура, давайте хоть один мост не разрушать. Но как-то они так ушли от ответа. А больше не хватило. И мы решили так: будет у нас "Гаврош", будет сезон той или иной страны, и не надо заниматься экспериментами.
ЗАСЛАВСКИЙ: У ваших фестивалей как было, так и остаются два арт-директора – это ты и Тереза Ганибаловна Дурова.
РАЙКИНА: Ты хочешь спросить: не поругались ли мы до сих пор?
ЗАСЛАВСКИЙ: Вот есть ли вопросы, по которым у вас возникают разногласия?
РАЙКИНА: Очень редко. Вот я тебе единственное скажу: за 12 лет, за 12 лет один раз мы поспорили и очень сильно из-за шведского цирка "Серкёр" замечательного, который собрал огромное количество публики. Тереза была против, мы ездили смотрели премьеру в Стокгольме. Она как-то не очень прошла, Тереза была против, я сказала "я тебя умоляю". В общем, мы поругались немножко. В результате они приехали, и это было украшение фестиваля, безусловно. Больше – не было, сама не понимаю как. Но, понимаешь, Гриша, вот я, когда тебя сейчас ждала, сидела и думала: остается восемь дней до фестиваля, о чем я думаю? Знаешь, я думаю…
ЗАСЛАВСКИЙ: А неужели все вопросы уже решены организационные?
РАЙКИНА: Ну, практически. Знаешь, вот как перед выпуском спектакля остаются такие блохи, которых больше самого спектакля. Ну и они блохи, их надо разгребать – вот самое то, что я больше всего не люблю делать. Но, во-первых, есть очень хорошая фестивальная команда, и у нас прекрасный исполнительный директор Оля Савельева, эта молодая девушка – образец выдержки, и именно выдержки, она никогда не повышает голос, это невероятно. Ты знаешь, я что подумала? Ну мы с тобой много знаем фестивалей, на них работаем, и я каждый раз удивляюсь: почему у многих или у некоторых фестивалей, и не только театральных, такие раздутые штаты? Вот "Гаврош" делает по сути команда из трех человек, на стадии подготовки и на выпуске привлекаются еще два человека, и задействованы специалисты театра. Понимаешь, у нас большой фестиваль, у нас в этот раз приезжает 10 названий и много театров, около 50 людей – вообще артисты, техники и так далее, и так далее, и так далее, несколько площадок в Москве, несколько гостиниц. Понимаешь, и я вот думаю: это раздутые штаты или не раздутые штаты у людей? Когда один человек, один исполнитель, а пять начальников сидят, пьют кофе и рассказывают ему, как нужно работать хорошо. Я была свидетелем таких картин.
ЗАСЛАВСКИЙ: А хватает время на то, чтобы вот пить чай или кофе? Потому что ведь все-таки это тоже важно, чтобы оставалось на это время.
РАЙКИНА: Ну, конечно. Но, послушай, как ты говоришь, научная организация труда...
Слушайте в аудиофайле!