Вопросы истории Ошибки Мюнхенского сговора

29 сентября 2018, 03:10

Персоны

Чехословакия: страна, возникшая из "неоткуда". Исторические реалии и ошибки.

СВЕТЕНКО: У микрофона Андрей Светенко, здравствуйте. Сегодня мы поговорим о Мюнхенском сговоре. 29 сентября 1938 года, 30 сентября – день в день – произошло событие, которое стало одной из ступенек, приведшей к началу Второй мировой войны, Мюнхенский сговор. За спиной чехословацкого правительства премьер-министры Великобритании – Чемберлен, Франции – Даладье, рейхканцлер Германии Адольф Гителр и премьер-министр Муссолини подписали соглашение, согласно которому территория пограничной Судетской области между Чехословакией и Германией перешла в состав Германии. Вот обсудим эту тему, предысторию развития этих кризисов (а там был не один, не два их) с доцентом МГУ, кандидатом исторических наук Александром Наумовым. Александр Олегович, приветствую вас.

НАУМОВ: Здравствуйте.

СВЕТЕНКО: Ну вот для начала – а кому принадлежали Судеты до Первой мировой войны? Ну, известно, что Чехословакия возникла только в результате крушения Австрийской империи, как независимого государства его на карте мира не было в начале века. И это была территория Германии или Австро-Венгрии?

НАУМОВ: Это была территория Австро-Венгрии, и более того – это была территория по сути Чехии, которая потом стала Чехословакией. И здесь сразу можно отметить, что это была самая промышленно развитая часть Австро-Венгрии, именно там были сконцентрированы основные промышленные мощности.

СВЕТЕНКО: То есть речь идет не просто о каких-то горных массивах – там, где в горах живут, ну пускай это Европа, но все-таки какие-то, так сказать, жители вот горные и предгорные. А по городам тогда? Ну я вот кроме Карловых Вар, что-то мне в голову не приходит, Карлсбад это?

НАУМОВ: На самом деле города здесь играют-то не первостепенную роль, первостепенную роль играют именно промышленные центры.

СВЕТЕНКО: А промышленные центры в деревнях располагаются?

НАУМОВ: Нет, ну они не в деревнях, но я не думаю, что нашим слушателям эти города что-то скажут.

СВЕТЕНКО: Нет, нас слушают такие люди, которым это все интересно, почему же.

НАУМОВ: Ну что, тогда я могу посоветовать посмотреть карту нынешнюю.

СВЕТЕНКО: Понятно.

НАУМОВ: Нет, безусловно, можно говорить о каких-то городах, но сейчас они на самом деле ничего не скажут, потому что из крупных городов того времени…

СВЕТЕНКО: Но тогда это говорило многое и многим. Получается, что откуда корни проблемы? Чехословакия, вновь восстановленная после исторического небытия тоже многовекового, вдруг оказалась в таких границах и с таким населением, где чехов-то собственно только 45 процентов, а 28 процентов – это этнические немцы. И как это все ощущалось и воспринималось чехословацким правительством, какую-то национальную политику они в 20-30-е годы должны были проводить?

НАУМОВ: Ведь это проблема не только и даже не столько Чехословакии, сколько всей версальской системы. Она была создана в 19-м году с благими намерениями о праве наций на самоопределение, с пунктами Вильсона и прочее-прочее. Но на самом деле получилось так, что границы территориальные совершенно не соответствовали этническим границам. И эта беда была не только в Чехословакии, это была беда (ну как, относительно можно сказать беда), это была беда и Польши, и беда тех украинцев и белорусов, которые оказались, скажем, в Польше. Да, это касалось и Венгрии, население которой оказалось разбросано по многим другим странам. Но что касается Чехословакии, ну вообще в истории не было такого государства Чехословакия никогда, на самом деле да, оно появилось только после Первой мировой войны. Была Богемия, была Чехия.

СВЕТЕНКО: Ну, Богемия – это, наверное, другое название для Чехии, просто немецкое.

НАУМОВ: Да, но они после поражения этого знаменитого в 1920 году в битве у Белой горы потеряли полностью свою независимость, когда у чехов было уничтожено дворянство...

Слушайте в аудиофайле!

Вопросы истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация