Вопросы истории Академик Сахаров: главные повороты биографии
Персоны
Академик Сахаров: основные вехи биографии. Причины изменений отношения к окружающему миру, которые произошли у Андрея Дмитриевича, правозащитника, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии мира. Кто был первым важным наставником Сахарова?
СВЕТЕНКО: Это "Вопросы истории". Здравствуйте, с вами Андрей Светенко. 21 мая исполнилось 100 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова – академика, общественного деятеля, правозащитника, лауреата Нобелевской премии мира. Ну, человек общеизвестный, персонаж в истории значительный. Мы сегодня вместе с историком Александром Даниловым попытаемся напомнить основные вехи и биографии, и жизненного пути, тех изменений в отношении к окружающему миру, которые пережил Андрей Дмитриевич. Александр Анатольевич, ну вот семья и школьные годы – здесь мне бросилось в глаза, что академик Сахаров в общедоступную среднюю школу пошел только в 7 класс, до этого получал домашнее образование. Это редкость, прямо скажем.
ДАНИЛОВ: Да, это традиция, которая была в семье. Именно таким образом в свое время обучался отец Дмитрий Иванович. Но в данном случае первым наставником и самым главным, пожалуй, он считал человеком, который направил его потом на путь физики и тех открытий выдающихся, которые он совершил в самых разных сферах, так сказать, то как раз это был его отец Дмитрий Иванович Сахаров – сын известного адвоката, разносторонне развитый, музыкально одаренный человек, и в то же время один из очень известных, даже в советское время гораздо позднее, методистов в области физического образования в нашей стране. Физику преподавал в московских вузах, был профессором Московского педагогического института имени Ленина. И задачники его издавались вплоть вот почти до начала 90-х годов, так сказать, они были в употреблении. Был перерыв небольшой в начале 70-х годов после присвоения как раз Нобелевской премии мира академику Сахарову, но после этого опять стали издавать, так сказать, отца. А мама в этом смысле была как раз дочерью военного и со всеми вытекающими отсюда последствия домашнего образования и воспитания, она, в общем-то, по этому пути шла, и воспитывая Андрея Дмитриевича Сахарова.
СВЕТЕНКО: Она была человеком верующим, и сам Андрей Дмитриевич это отмечал в своих воспоминаниях. И тут интересная тема, коль скоро зашла об этом речь, насколько вот ученый-материалист и вера в Бога – это в Сахарове так сочеталось или наоборот отторгало друг друга?
ДАНИЛОВ: Это очень интересный вопрос, потому что это путь многих людей, в том числе и у него он сложился так. В религиозной семье, естественно, с самого детства его, так сказать, и воспитывали в вере в Бога, и прочее. И он сам в своих воспоминаниях, Андрей Дмитриевич, писал, что моя мама была верующей, водила к исповеди, причастию, верующими были и большинство других родных в моей семье, а лет в 13 я понял, что я не верующий. И казалось бы, вот на этом можно было бы и остановиться. Но когда он писал свои воспоминания, то он обратил внимание на очень важную вещь, которая по сути дела считает, как он сам полагал, можно считать было бы его человеком, так сказать, религиозным. Он такую написал фразу, что "я не знаю в глубине души какова моя позиция на самом деле. Мне не нравятся официальные церкви, но в то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной теплоты, лежащего вне материи и его законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным".
СВЕТЕНКО: Да, действительно. Александр Анатольевич, ну в продолжение вот этой мысли о том, что человек до конца не осознает, не понимает, но как бы не понимает, но осознает это, достаточно глубокие такие духовные мучения, можно сказать. А еще вещь, граничащая порой с трагикомизмом. Это общеизвестно, что физики, они ничего не могут объяснить человеку образованному, но не посвященному из того, чем они занимаются.
Слушайте в аудиофайле!