Вопросы истории Противостояние 1921 года: шаг вперед, два назад?

4 сентября 2021, 01:08

Персоны

Советское и антисоветское. Метаморфозы 1921 года. Что показывает история? Как расширялась среда недовольства?

СВЕТЕНКО: Это "Вопросы истории". Здравствуйте, с вами Андрей Светенко. Продолжим рассказ о событиях 100-летней давности – 1921 год. Вроде бы закончилось открытая и, я бы даже сказал, откровенная гражданская война, но разлом в обществе сохранялся и продолжался, и противостояние просто приобретало иные формы. Уладить, успокоить всех не удавалось. И вот о новых формах борьбы, о том, чем показателен был в этом плане именно 21-й год, о переосмыслении этого противостояния мы и поговорим. Наш эксперт сегодня Василий Цветков – доктор исторических наук, профессор. Василий Жанович, приветствую вас.

ЦВЕТКОВ: Да, конечно, мы должны учитывать, что в 1921 году ситуация в стране очень сильно изменилась. Первое, что обязательно нужно учитывать, это отсутствие организованных фронтов противостояния гражданской войны. То есть каких-то центров сопротивления советской власти, таких, которые были в 19-м году, в 20-м, в 21-м году, мы не увидим. Но это отнюдь не означало, как вы справедливо заметили, того, что недовольство советской властью прекратилось, что все успокоилось сразу же в одночасье после того как на 10-м съезде партии был провозглашен переход к новой экономической политике, отнюдь нет. Недовольство сохранялось, и недовольство переходило уже в другие формы сопротивления. Конечно, здесь уместно отметить и восстания крестьянские, и повстанческое движение – это Тамбовское восстание, это Западно-Сибирское, всем хорошо известные, это, безусловно, Кронштадт. Но помимо этого, помимо вот такого открытого противостояния продолжается та линия противостояния, та линия противодействия, которая тоже началась еще отнюдь не в 20-м году, началась она гораздо раньше, это подпольная борьба, подпольные центры. И их история, если смотреть с 18-го года – 18-й, 19-й, 20-й год, их история была очень тесно связана с историей белого движения. И мы ни в коем случае не можем разделять и говорить о том, что как бы там подполье в Москве, в Петрограде живет какой-то своей собственной жизнью, что это люди вообще далекие там от политики в какой бы то ни было форме, что это там люди только там собираются, обсуждают какие-то вопросы, и всё, и потом расходятся.

СВЕТЕНКО: Такая иллюстрация – это из фильма "Собачье сердце", где соседи профессора Преображенского сверху, значит, там камланиями занимаются, поют и, с одной стороны, значит, это делают и сторонники советской власти, а противники, значит, занимаются спиритическими сеансами и гаданием, когда же закончится советская власть. Вот в таком состоянии.

ЦВЕТКОВ: Да, да, очень хороший пример вы привели, такой действительно показательный. Потому что, к сожалению, до сегодняшнего дня очень у многих вот именно такое представление. Ну, может быть, оно уходит корнями действительно в такую установку, что вот наша русская интеллигенция, особенно горожане, а речь собственно здесь, если мы говорим о подполье организованном белом, то, конечно, преимущественно она, эта среда, была в городах, это была городская среда, это была среда городской интеллигенции. То есть, она вроде бы ни на что не способна, кроме как только вести эти какие-то кухонные разговоры. На самом деле, на самом деле как раз история 21-го года нам очень хорошо показывает, что несмотря на безусловное, очень сильное поражение, которое понесли вот эти подпольные структуры (я имею в виду Союз возрождения России, Всероссийский национальный центр, тактический центр), эти структуры, сами по себе вот уже не существовавшие, но была попытка создать их преемников. И эти самые преемники, они должны были как раз начать как бы новую фазу гражданской войны, новую фазу противостояния советской власти, противостояния с большевиками...

Слушайте в аудиофайле!

Вопросы истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация