Картинка

Вопросы истории Битва за Москву – это один из переломных моментов в ВОВ

4 декабря 2021, 00:05

Персоны

Битва за Москву: как была спланирована операция? Об этом Андрей Светенко беседовал с доктором исторических наук, профессором Александром Даниловым в программе "Вопросы истории" на радио "Вести ФМ".

СВЕТЕНКО: У микрофона Андрей Светенко, здравствуйте. К 80-летию битвы под Москвой. 5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск. До этого были месяцы тяжелых потерь, поражений, отступлений, и вот наконец долгожданное наступление успешное. Поэтому битва за Москву – это один из переломных моментов в Великой Отечественной войне, а, впрочем, даже и во Второй мировой войне в целом. Вот об этом подробнее в нашем диалоге с доктором исторических наук Александром Даниловым. Александр Анатольевич, приветствую вас.

ДАНИЛОВ: Здравствуйте.

СВЕТЕНКО: Операция, строго говоря, делится на два периода – оборонительный для нас и наступательный, который в свою очередь тоже характерен вот именно контрнаступлением для начала, длившимся целый месяц (до начала января 42-го года), и дальнейшего наступления советских войск уже отнюдь не на ближних подступах к столице.

ДАНИЛОВ: Да, действительно, битва за Москву – это большой период времени. Это битва, которая внесла огромный вклад не только в судьбы нашей страны в годы Великой Отечественной войны, но и во Второй мировой войне, потому что это было первое крупное поражение немецкой армии в годы Второй мировой войны. И как раньше писали (и это совершенно справедливо), что был миф о непобедимости германской армии развеян именно событиями в битве под Москвой. Поэтому я сказал бы, что приказ о начале битвы за Москву был подписан фельдмаршалом фон Боком, который руководил группой армий "Центр", 26 сентября. И фактически уже с 30 сентября началась как раз вот эта самая битва за Москву, когда огромными силами немецкая армия устремилась на советские части трех фронтов: Западного фронта, которым Конев командовал тогда, Резервного фронта, где маршал Буденный возглавлял его, и Брянского фронта генерал-полковника Еременко. И силы вроде были велики – миллион 250 тысяч человек силами этих трех фронтов, так сказать, как раз были объединены. Но, тем не менее, стремительность наступления немцев (и особенно танковых соединений) по направлению Москвы, возможность создавала для них большую. Тем более что была избрана такая тактика, чтобы танковыми клиньями вот этими окружить два, значит, участка – под Вязьмой и в районе Брянска – для того, чтобы фактически лишить Москву поддержки военной и взять столицу СССР.

СВЕТЕНКО: Вот действительно, наверное, немцам… Да что там "наверное", они и сами, уцелевшие генералы, признавали в своих мемуарах послевоенных, что вот после Вязьмы и Брянска, когда в плен попало более, около вернее сказать, 700 тысяч советских солдат и офицеров, из окружения выйти удалось лишь 85 тысячам, 16 дивизий в котле, погибли или попали в плен командующие армиями: генерал-лейтенант Лукин, генерал-майор Вишневский, генерал-майор Ракутин. В общем-то, ситуация уже к началу октября вроде бы для немцев складывалась такая радужная, они считали, что дорога на Москву открыта.

ДАНИЛОВ: Да, действительно, так они и полагали. Советское руководство тоже видело огромную угрозу. Полагали, что немцы начнут развивать в двух направлениях, так сказать, уже Москву взять в кольцо со стороны Ярославля на севере, юга – в районе Тулы, и так далее.

Слушайте в аудиофайле

Вопросы истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация