Интервью Нынешняя холодная война – хуже прежней: США не признают равенства
Персоны
Обучение иностранных дипломатов: зачем это нужно России?
Современная холодная война с США и её особенности.
Гость – директор Института актуальных международных проблем МИД РФ, заслуженный деятель науки РФ Евгений Бажанов.
Ведущие – Гия Саралидзе и Александр Андреев.
БАЖАНОВ: Вот такой пример приведу. Там рос мальчик русский, русская семья, и гораздо позднее, в 90-х годах, мы опять приехали в Сан-Франциско – то были 70-е годы, а это 90-е; этот мальчик уже стал большим дядей, он возглавлял магазин русской книги, я его спрашиваю: «Как жизнь у русских сейчас в США?». Он говорит: «Вы знаете, в ваши времена мы были римлянами, а сейчас мы – итальянцы». Итальянцами тоже неплохо быть, но все-таки римляне...
И можно еще такие показательные примеры. Когда мы там работали, там стояла целая очередь желающих пригласить нас выступать. Генеральный консул наш, начальник – чтобы его затащить к себе, год убивали. Солидные организации, это и университеты, потом всякие ассоциации внешней политики. Да любых других – бизнесменов и всех других советских дипломатов ждали с распростертыми объятиями, стояли в очереди, уговаривали, принимали на ура. 90-е годы: я приезжаю в ту же поездку, приезжаем мы с женой в Сан-Франциско, и нам генконсул говорит: «Слушай, а ты можешь договориться в Стэнфордском университете, чтобы меня пригласили выступать там в какой-то группе?». Я говорю: «Генконсул будет выступать в какой-то группе? У нас, если генконсул приезжал в Стэнфорд, весь Стэнфорд собирался, все журналисты, а рядом стоит военно-промышленный комплекс, силиконовая долина, и они туда сбегались». Настолько пропал интерес в 90-е годы.
Что касается сейчас, интерес опять растет, потому что мы опять силу из себя представляем, но атмосфера, конечно, иная. Она до того уже дошла, что у нас сейчас такое правило, может быть, вы знаете, в образовании: надо публиковаться в определенных журналах – на Западе и так далее, чтобы твой рейтинг ученого рос, и без этого рейтинга …
САРАЛИДЗЕ: Я бы отдельно, конечно, поговорил об этой системе, порочной, с моей точки зрения.
БАЖАНОВ: Да. Для того чтобы регулярно публиковаться там – например, я занимаюсь Китаем, это еще ничего, кто-то занимается Украиной. Для того чтобы его опубликовали в США, он должен украинскую позицию занимать из раза в раз. Но один раз как-то приехал ко мне главный редактор журнала Asian Survey, то в Калифорнийском университете издается журнал, он самый такой влиятельный журнал по азиатско-тихоокеанскому региону, и я этого редактора давно знаю, я ему жалуюсь на такую ситуацию: «Ну, одну статью ты мою опубликуешьь для хохмы, чтобы показать…». А он говорит: «Ты знаешь, ни одной не опубликую». Я говорю: «Почему?». Он говорит: «Русским шпионом назовут». То есть такое слышать в 70-е годы, чтобы они открыто говорили, как они боятся, что их назовут, посадят и так далее – даже не верится!
САРАЛИДЗЕ: Светочи демократии, свобода.
БАЖАНОВ: Да. Так что ситуация, конечно, очень изменилась. Мы открывали генконсульство – тогда весь город собрался, Леонид Ильич Брежнев приезжал, правда. он в самом открытии не участвовал, был южнее, около Лос-Анджелеса. Но шикарнейшее открытие, огромное событие, очередь стояла, чтобы попасть, просто посмотреть на наше консульство. Но и на приемы, если у нас проводился прием в генконсульстве, то все туда рвались, а я отвечал, помимо всего прочего, за протокол. И вот меня вызывает генконсульт и говорит: «Ты почему пригласил Янгера, генерального прокурора штата, без жены?». Я говорю: «Так он же на прошлой неделе холостой был!». А он: «Так он на прошлой неделе женился. Ты что – хронику светскую не читаешь в газетах? Он звонит мне и скандал устраивает!». Кинозвезды из Лос-Анджелеса, Натали Вуд, русского происхождения – сразу устраивала скандал, если ее не приглашали. А сейчас, мне говорят, никто не ходит на приемы.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью