Взгляд Максима Кононенко Стипендия как стимул к производительности труда
Персоны
Реплика Максима Кононенко на «Вестях ФМ».
Ничто так не успокаивает русского человека, как размышления о повышении производительности труда. Когда повысится производительность труда – из года в год твердят нам эксперты от экономики – тогда мы сразу же и заживем. И русский человек живет этим ожиданием. Мечтая, что однажды, скажем, со следующего понедельника, он непременно увеличит производительность своего труда. И тогда заживет. А пока – уж как можем…
Впрочем, как выясняется, и с производительностью труда всё не так однозначно. Вот, скажем, в Государственном аграрном университете Тюменской области студенты решили взяться за производительность труда. Который у студентов, как известно, заключается в хорошей учебе. Взялись — и сделали. Количество студентов, сдающих сессию без троек, в этом году выросло сразу на треть. И тут бы возрадоваться, да никак не получится. Потому что стипендиальный фонд, какой был предусмотрен бюджетом университета до того, как началась борьба за производительность, такой и остался.
А теперь внимательно следите за руками: для троечников ничего не изменилось, потому что для повышенной стипендии предусмотрена специальная часть фонда, а вот для отличников стипендия стала пониже. Да что там пониже — она стала меньше практически в 2 раза. Потому что претендующих на нее стало значительно больше.
И как в такой ситуации продолжать разъяснять населению о необходимости повышения производительности? Конечно, администрация учебного заведения и преподавательский состав могли бы как-то тонко отрегулировать ситуацию, не выставляя слишком высоких оценок. Ну вот, скажем, когда я поступал в первый институт, то на вступительном экзамене по физике некий человек, сидевший рядом с моим экзаменатором говорил ему: «Не ставь пятерку, пятерки ставить нельзя». Это как раз после того, как я ответил на «Вопрос на пятерку». Это было еще в наивные советские времена. Что уж говорить о том, как можно регулировать успеваемость в наше циничное время. Студенту ведь главное получить нужные знания, а оценка — это дело десятое. Все равно вы их потом никогда никому не покажете.
И размер стипендии, согласитесь — куда как более убедительный стимул для продолжения повышения производительности, нежели какие-то там оценки в зачетке.