Служебный вход «Актер не имеет никакого права на пьянство»
Персоны
«Мы строим новый театр, и все это понимают». МХАТ им. Горького и его концепция развития.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И одним из главных событий минувшего сезона театрального стала смена руководства (в общем, можно это назвать сменой), руководства во МХАТе имени Горького. И я рад приветствовать в этой студии товарища своего, человека, которого очень давно знаю, и одного из тех людей, кто изменил вообще взгляд на театр, на театр как на то, что становится модным, это Эдуард Бояков. Эдуард, добрый день.
БОЯКОВ: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Как эти полгода – не жалеешь?
БОЯКОВ: Нет, напротив – счастье, радость. И еще больше радости, нежели в момент, когда я был назначен. Есть надежда, и есть ощущение процесса. Конечно, это начало процесса, конечно, это долгая история – построить новый театр. И при всем том, что мы всячески присягаем на верность традиции, и я не отказываюсь, и никогда не откажусь от этих слов, равно как и большого уважения перед тем путем, который прошла за 30 лет Татьяна Доронина, мы все-таки строим новый театр. Конечно, это тоже все понимают. Для этого нужны годы, но полгода дают какие-то надежды.
ЗАСЛАВСКИЙ: А сколько нужно? Вот я читал, в проекте нового или в концепции нового закона о культуре, там предлагается, чтобы не меньше пяти лет заключались договора с руководителями театров. Там вообще замечательное предложение, что если прерывается раньше, то нужно выплатить худруку зарплату за все пять лет. И я говорю, это вообще довольно сложно финансово, но самое главное, что, к сожалению, очень часто худруки уходят сами. Но на сколько лет рассчитана программа?
БОЯКОВ: Это вопрос философский. Станиславский говорил, что 10 лет – это вот время ну такого вызревания и состоятельности театра как творческого организма. У меня контракт на пять лет. Я думаю, что уже в следующем сезоне, к концу следующего сезона, то есть через полтора года после моего назначения, можно будет о театре говорить как о проекте таком цельном. Уже будут видны параметры этого проекта, параметры этого события. Я не говорю о том, что за полтора года мы добьемся всего, чего мы хотим добиться, в отношении качества, в отношении кондиции труппы, работы цехов, но вот такая, еще раз повторю, цельность, интегрально взгляд… То есть вот профессиональный человек, который окажется перед афишей и войдет в театр, он уже поймет, в каком театре он находится.
ЗАСЛАВСКИЙ: В театре вообще и во МХАТе в частности существует много разных легенд, и многие из них связаны с тем, как актеры эффектно выпивали перед началом спектакля. В общем, ничего нового в том, чтобы начать бороться с выпиванием на рабочем месте нет, в том, что было сказано, сделано во МХАТе имени Горького. Но есть традиции или представление о традициях. Как с этим?
БОЯКОВ: Нет, это страшные, это отвратительные, пошлые, дешевые представления о традициях, которые профанируют и понятие вообще процесса, и сакральность вообще творческого акта, совершенно точно. Ничего в этом здорового нет и не было, никаких оправданий у актеров (равно как и у режиссеров и продюсеров, и сценографов) справляться с теми большими эмоциональными нагрузками, стрессами, которые переживает профессионал во время творческого акта, нет. И ты сказал, что на рабочем месте надо бороться, ну то есть мы начали бороться с пьянством. Нет, я буду с этим бороться не только в отношении рабочего места, но и вне рабочего места, вне театра. Актер не имеет никакого морального права нарушать режим. Я не мамочка, которая будет следить за тем, сколько актер поспал или чем он питается, не только в отношении алкоголя, но и просто в отношении еды. Но я профессионал, и я хочу говорить с актером на честном, откровенном языке. И здесь вопрос режима, эмоционального состояния человека...
Слушайте в аудиофайле!