Служебный вход Как устроен британский театр – взгляд изнутри
Персоны
Мифы и правда об английском театре.
ЗАСЛАВСКИЙ: В Москве прошла очередная летняя "Английская школа" в ГИТИСе. И это оказалось замечательным поводом для встречи с моей давней знакомой – актрисой и режиссером, и композитором Алесей Маньковской, которая была одним из преподавателей и прилетела из Лондона, где она живет, давно работает, ставит спектакли, откуда приезжает, чтобы писать музыку для фильмов. И я рад приветствовать Алесю в студии "Вестей ФМ". Добрый день.
МАНЬКОВСКАЯ: Добрый день, Григорий.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вы сейчас давали уроки английским студентам, причем студентам, которые учатся во вполне профессиональных театральны вузах. И когда, например, мы говорим про театральную школу болгарскую, китайскую, то как бы то ни было, но мы понимаем, что все эти школы во многом формировались и складывались под непосредственным влиянием не только русской театральной школы, но и конкретных вузов – там ГИТИСа или не ГИТИСа, кого-то еще. Что касается Англии, то мы прекрасно понимаем, что английская школа, она существовала, начала складываться и формироваться задолго до того как профессиональный театр появился в России. И даже, например, известная история, когда Охлопкову пришло в голову соединить русского Гамлета Самойлова Евгения Валерьяновича с английской Офелией и английского Гамлета с русской Офелией. То потом, когда наши актеры пошли и посмотрели "Гамлета" Питера Брука, то, зайдя за кулисы (а играли они в филиале МХАТа на улице Москвина, ныне там располагается "Театр наций"), и они просто потрясенные сказали, что они бы… Самойлов сказал – Самойлов, который был актером, в общем-то, умевшего мучить своих подопечных Всеволода Эмильевича Мейерхольда, он сказал, что он бы, как Пол Скофилд, не мог бы выходить на сцену каждый день, он бы к концу первой недели уже бы скопытился (или какое-то другое слово он употребил, наверное, более интеллигентное). Потому что это было просто не по русской школе. Вот преподавание, воспитание актеров сильно отличается? И что им позволяет выходить на сцену каждый вечер, как это происходит и сегодня с выдающимся там Камбербэтчем и другими актерами, которых там мы видим в рамках проекта TheatreHD?
МАНЬКОВСКАЯ: Вы знаете, дело в том, что это действительно другой подход к театру как таковому. Поразительно то, что британские студенты, они меня спрашивали: как это так, как это у вас, например, один артист может выйти в роли Макбета сегодня и сыграть что-нибудь из Мольера или Бомарше буквально через день? Это говорит просто о том, что наша русская школа предполагает очень большую актерскую гибкость, когда вы проходите путь от себя к персонажу. То есть, собственно говоря, на чем в принципе базируется русский театр. Если говорить о театре британском, который по большому счету вырастал не из репертуарного театра, а вырастал из трупп, когда были лидирующие актеры, я бы в принципе могла провести аналогию с "Театром масок". То есть, если человек играет Гамлета, он играет похожие роли практически все время, он играет амплуа. Я не знаю, насколько это хорошо, я видела спектакль с Камбербэтчем, это довольно спорно. Это прекрасно с точки зрения мастерства, это очень интересно с точки зрения актерской техники, но это Гамлет, достаточно холодный Гамлет, очень технически практически идеальный. Но, скажем, если мы сравним с тем, как его сыграли бы у нас, мы найдем очень много различий.
Слушайте в аудиофайле!