Вопросы истории Заповеди советского права
Персоны
Что представляло собой право в СССР? Об этом исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с председателем Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, доктором юридических наук, профессором Павлом Крашенинниковым в программе «Вопросы истории» на радио «Вести ФМ».
СВЕТЕНКО: Сегодня мы поговорим о заповедях советского права. Павел Владимирович Крашенинников – председателя комитета Государственной Думы по строительству и законодательству, доктор юридических наук, профессор – написал очередную часть вот такой эпопеи, посвященной истории развития советского государства с точки зрения права. И очень интересно продолжить этот разговор. Павел Владимирович, приветствую вас.
КРАШЕНИННИКОВ: Да, здравствуйте.
СВЕТЕНКО: Мы с вами встречались какое-то время назад, говоря о периоде революционном, первых лет строительства социализма, с 1917 по 1939-й. Мне очень нравится вот эта вот жесткая, так сказать, хронология, которую вы используете в подходе. В данном случае это 1939-1961 годы. Но я думаю, что многие удивятся вот именно такому, так сказать, выделению именно этого периода. Потому что здесь, с одной стороны, и война, и мобилизационная повестка. И то, что, так сказать, все шло к войне в конце 30-х годов – это совершенно очевидный факт. И в вашей книге, кстати говоря, там есть очень интересные подтверждения этого из источников открытых – газет, публикаций и так далее. Но тут же, значит, послевоенный период, эта сталинщина послевоенная с завинчиванием гаек, с идеологическими и прочими кампаниями и репрессиями, которые возобновились. И тут же, значит, хрущевская оттепель, реабилитация.
КРАШЕНИННИКОВ: Да.
СВЕТЕНКО: Вот почему вы так именно это скомпоновали?
КРАШЕНИННИКОВ: Прежде чем к этой книжке, спасибо, во-первых, что вот этому тоже внимание уделяете, не только на радио, но и в принципе в жизни. А я хочу сказать, что вот была книга «Страсти по праву», она как раз была посвящена 17-38 году. До этого была книга, называлась «Серебряный век права», там с середины 19-го как раз по 17-й год. Здесь вот почему 39-й? Потому что в 38-м году фактически у нас закончилась дискуссия по правопониманию в советской России, в СССР.
СВЕТЕНКО: Все всё поняли, да?
КРАШЕНИННИКОВ: Все всё поняли, кого-то посадили в психушку, кого-то расстреляли. И как раз в 1938 году было знаменитое, ну во всяком случае (кстати, юристы даже многие об этом не знают), но в Академии наук было знаменитое по своим скорее последствиям, потому что Вышинский никому не интересен, часто его замалчивали в свое время и так далее, сейчас, может быть, больше даже интересен. Он провел вот это совещание, где, в общем-то, выдал на-гора знаменитое определение права, что это «воля господствующего класса, возведенная в закон», и так далее, и так далее, ну такое позитивистское, этатическое такое определение.
СВЕТЕНКО: Во всяком случае не прятал, так сказать, подходы, а наоборот выносил на знамена.
КРАШЕНИННИКОВ: Да, совершенно четко.
СВЕТЕНКО: Раз мы власть, то мы и судим, как нам заблагорассудится.
КРАШЕНИННИКОВ: Да, да-да, что для нас право и закон – это одно и то же. Ну, в тоталитарных режимах это в принципе было, это было и в других странах в тот период. Но хочу сказать, что до этого момента, до этого совещания были разные подходы, ну вот там Пашуканис был, был там Крыленко, были разные еще люди, которых вообще стерли из памяти фактически. Ну и вот 38-й год закончился вот этим, вот этот период. Дальше 39-й, как раз мы идем по поводу того, что уже как это определение проводилось в массы, как оно проводилось через государственные органы, через науку, через право, через правопорядок. И соответственно так совпадает, что в 39-м году, как известно, 1 сентября началась Вторая мировая война. И вот идет период, здесь у меня тоже эти периоды показаны фактически везде, это довоенный период, военный и послевоенный.
Слушайте в аудиофайле