Служебный вход Театр не театр, если в нем нет электричества
Персоны
Громкая премьера нового театрального сезона – спектакль Дмитрия Крымова «Борис» в пространстве Музея Москвы.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добры день. Вот вышла премьера – спектакль называется «Борис» – в Провиантских складах Музея Москвы на Садовом кольце. И это работа двух главных зачинщиков – это Дмитрий Крымов как режиссер и Леонид Роберман как продюсер. И продюсера Леонида Робермана я и приветствую в этой студии. Здравствуйте.
РОБЕРМАН: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Скажите, как я недавно узнал из одной из публикаций, предвосхищавших еще премьеру, Крымов рассказал о том, что он когда-то год или полтора тому назад рассказал вам об этом, там что-то про рояль или про что-то еще. И вы сказали: да. Чем вы занимались эти полтора года?
РОБЕРМАН: Мне проще рассказать, чего я не делал эти полтора года. Полтора года я осваивал другие профессии. Если быть совершенно точным, то я осваивал профессию завхоза – человека, который должен знать всё. Он должен знать все, что у него есть в хозяйстве, он должен уметь заменить запившего сантехника либо электрика, либо еще кого-то. В общем, я занимался тем, от чего всю жизнь бежал и чем не хотел заниматься. Но наступил такой момент – пришлось это делать.
ЗАСЛАВСКИЙ: Скажите, но «Арт-Партнер XXI», десятилетия работы продюсером, и неужели ни разу не было в вашей жизни того, чтобы вы всем этим занимались?
РОБЕРМАН: Вы знаете, я занимался. Только история заключается в том, что всё то, чем я занимался до этого, это было в рамках театра. Это было в рамках государственного театра с его стенами, с его инфраструктурой, с его цехами, с его возможностями, людьми. И я в большей степени занимался, не побоюсь это назвать, ну, наверное, это все-таки было творчество, вернее ближе к творчеству и меньше к хозяйству. В данном проекте всё поменялось. Здесь необходимо было просто обеспечить, мы оказались в ситуации, в которой не было ничего. Это Шекспиру было легко сказать: давайте мы постелим коврики, и там уже будет театр.
ЗАСЛАВСКИЙ: Нет, ну Шекспир сказал еще: «из ничего – и выйдет ничего», там у него один из героев.
РОБЕРМАН: Так оно ничего из ничего и выходит, а у нас из ничего – ничего не выходит. Мы находимся в стране вечного холода. Поэтому когда ты приходишь в Провиантские склады – бывшие конюшни, и ты понимаешь, что там просто элементарно холодно, то первое, что тебе приходит в голову: а как это обогреть? А потом ты понимаешь, что нет еще и электричества, а потом нет еще и этого. И вот это всё нужно создать. Театр, он начинается с вешалки, но он не может быть без многих-многих-многих вещей. Вот поэтому в данном случае я занимался в большей степени хозяйственной деятельностью. Когда-то мой педагог Борис Гаврилович Голубовский, он сказал, что талант – это умение довести свой замысел до конца.
Вот в данном случае моя задача как продюсера, как человека, реализующего творческий замысел, она и была создать возможности, чтобы довести этот замысел и его реализовать. В данном случае Дима должен был заниматься творчеством, я должен был создать для этого условия. И я не боюсь об этом говорить, это меня не унижает, потому что мне пришлось решать очень серьезные задачи. И надеюсь, что, в общем, я их решил. Другое дело, что я больше не хочу этим заниматься, я не хочу создавать из ничего, я хочу заниматься внутри чего-то, не хочу осваивать новые профессии. Хочется брать какие-то другие высоты, хочется по каким-то иным склонам бродить.
Слушайте в аудиофайле!