Картинка

Традиции Закон поставил рядом «семью» и «насилие»

14 декабря 2019, 02:10

Персоны

В США 5 млн детей из семьи изъяли, насилия меньше не стало. Продолжаем обсуждать закон о семейном насилии. Не получается ли так, что мы сначала изобретаем лекарство, потом думаем, от чего оно помогает?

КОРНЕЕВСКИЙ: Здравствуйте. В студии Сергей Михеев и Сергей Корнеевский. Сергей Александрович, здравствуйте.

МИХЕЕВ: Здравствуйте, Сергей.

КОРНЕЕВСКИЙ: Да. И у нас сегодня гость. А в гостях у нас священник Федор Лукьянов – ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосов. Здравствуйте, отец Федор.

МИХЕЕВ: Да, как раз мы с отцом Федором, между прочим, начинали цикл этих передач под названием "Традиции". И как раз первая передача была у нас с батюшкой. Но вот, я думаю, пришло время еще раз поговорить. Я думаю, что мы будем периодически встречаться, тем более, что поводов для этого достаточно. Мы как раз с вами первую передачу записывали по поводу вот этого скандального, уже известного законопроекта о семейно-бытовом насилии, который вызывает в обществе серьезное раздражение, ну и конфликт. И, причем, конфликт, мне кажется, разжигают инициаторы законопроекта там, где можно было бы на самом деле разумно подойти к этому вопросу и решить многие проблемы разумно. Потому что, конечно, никого, кто одобрял бы семейное насилие, нет на самом деле, а тем более среди, так сказать, нас, среди клириков церкви. Но тот подход, который предлагается, на мой взгляд, он настолько, так сказать, не органичен для нашей традиции (вот у нас передача "Традиции" называется), что он вызывает какое-то внутреннее глубинное раздражение. Я тут буквально недавно узнал некие факты, кстати говоря, касающиеся иностранного опыта. Потому что нам часто говорят, что иностранный опыт, вот вы знаете, на него надо равняться. Ну, в чем-то, может быть, и имеет смысл его изучить, а в чем-то возникает вопрос: а какие цели? Вот мне тут недавно, значит, сбросили статистику по США. В США подобный закон был принят в 1994 году. С 94-го года из семей изъято 5 миллионов детей (5 миллионов! Это население страны европейской какой-нибудь!), то есть по 300 тысяч детей в год. В итоге насилия меньше не стало, а среди изъятых из семей детей смертность в 6 раз больше, чем среди тех, кто остался в семьях. И плюс ко всему мы видим в этой Америке, так сказать, каждый месяц или каждую неделю – стрельба в школах, стрельба на улицах: 6 человек убито, 8 человек убито, 10 человек убито. Очень часто это именно молодые люди, очень часто это подростки, очень часто это именно школа. И возникает вопрос: ну так и где же блестящие результаты вот подобного применения семейного законодательства, о котором нам обычно говорят: вот смотрите, так в США.

КОРНЕЕВСКИЙ: Стало ли меньше насилия?

МИХЕЕВ: Стало ли меньше насилия, да, в конце концов. И здесь возникает главный вопрос: а цель-то в чем? Вот действительно, если цель именно эта, то является ли способ адекватным достаточно, чтобы, как вот тоже в церковной среде любят говорить, чтобы лекарство не было бы хуже болезни?

ЛУКЬЯНОВ: В Индии есть хорошая поговорка о том, что мы сначала изобретает лекарство, а потом думаем: от чего оно помогает. Вот так же и здесь. Но мы должны понимать, что, конечно, мы имеем дело с долгосрочной программой, и она не имеет никакого отношения к защите общества от насилия. Именно как раз сочетание этих несочетаемых вещей – семья и насилие – в названии закона, оно само по себе говорит, что это манипулятивный совершенно законопроект, который как раз ставит своей задачей соединить эти два понятия в нашем сознании, чтобы мы ассоциировали с нашей семьей, с традиционным укладом общества ассоциировали понятие насилия. И вы не зря привели здесь хорошие зарубежные примеры. Дело в том, что можно привести и примеры из основания, из времени основания Соединенных Штатов. Когда только основывались колонии, первые британские колонии в США, в штате Вирджиния в частности широким образом использовалось, британскими купцами использовалось насильственное изъятие детей из неблагополучных семей для создания колониальных поселений. Это были самые удобные новые люди, которым можно было вложить в голову все что угодно, любые правила, потому что это были дети психически травмированные, изъятые у бедных, у тех, кто не мог их содержать, и так далее. И эта практика продолжалась потом уже в колониальной администрации Канады...

Слушайте в аудиофайле!

Традиции. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация