Вопросы истории Закон в Гражданскую войну: у красных все непонятно, у белых еще сложнее
Персоны
Чего нам жалеть о законодательстве Российской империи? Чем пришлось руководствоваться после крушения государства? Социальная политика в Гражданскую войну.
СВЕТЕНКО: Здравствуйте. Ну что ж, тема Гражданской войны и события 100-летней давности поучительные и действительно урок истории. Поговорим сегодня о социальной политике в годы Гражданской войны: вот была ли она у красных и соответственно у белых. Если говорить о белых, то о ком именно. Потому что догадываемся, что у красных это все в теории существовало еще до осуществления революции. У нас в гостях историк народного хозяйства, доцент экономического факультета МГУ Александр Ломкин. Александр Викторович, приветствую вас.
ЛОМКИН: Здравствуйте.
СВЕТЕНКО: Действительно у большевиков программа преобразования была в теории намечена еще, так сказать, когда, еще Марксом.
ЛОМКИН: Не совсем Марксом. Здесь для начала нам надо определиться с сутью вопроса вот каким образом. Дело в том, что мы вроде бы говорим как будто бы об одной стране, а на самом деле к 1920 году, в общем, было несколько стран на территории бывшей Российской империи, которых, конечно, многое объединяло, но и очень многое отличало.
СВЕТЕНКО: Ну, вы имеете в виду, наверное, политические режимы, нет?
ЛОМКИН: Не только политические режимы – это само собой, но и соответственно экономический уклад хозяйствования, и соответственно целый ряд социальных вопросов различал их, то есть сугубо общественных.
СВЕТЕНКО: А назвать их можно, хотя бы так вот в географическом приближении – Сибирь там или…
ЛОМКИН: В географическом приближении, наверное, это получается так: расклад по фронтам Гражданской войны. То есть центр европейской части страны остался за большевиками и несколько очагов такого белогвардейского сопротивления. То есть самые крупные – это южное направление вооруженных сил юга России, впоследствии Русской армии Врангеля. Это западное и северо-западное направление – на северо-западе там Юденич, на севере – это целый там ряд правительств, в том числе там Чайковского. И восточное направление – это Заволжье и Сибирь, то есть это Западно-сибирский комитет Временного правительства, Временное сибирское правительство и правительство адмирала Колчака.
СВЕТЕНКО: Ну и даже после него можно говорить о правительстве атамана Семенова в Забайкалье.
ЛОМКИН: Это уже, так сказать, такие полевые командиры, в общем, у них о политике какой-то трудно говорить. Хотя, кстати, у того же Семенова кое-что было, не в социальном плане, конечно, а в экономическом.
СВЕТЕНКО: Диспозиция понятная. О социальной политике, говоря о красных, наверное, тоже, в общем-то, понятно: коренные преобразования, национализация.
ЛОМКИН: На самом-то деле тут тоже очень вопрос непростой. Почему? Потому что, вот люди старшего поколения, которые в свое время в вузах учили историю КПСС, вполне могут вспомнить, что в 903-м году был третий съезд РСДРП. И вот там уже, кстати говоря, поднимался вопрос о грядущих социальных преобразованиях после прихода к власти. Потом к этому вопросу большевики вернулись в 1912 году в Праге, там была 6-я конференция. И после 1912 года, видимо, было уже недосуг, не до этого, потому что там вскорости война началась и другие вопросы обсуждались. А после прихода большевиков к власти – тут тоже, видите, что получается. Что большевики, захватив власть, стали не просто проводить экономические преобразования, они стали выстраивать определенную систему. И целью этой системы было построение коммунизма, ни много ни мало. Собственно говоря, под это все и версталось. У горячих голов, в общем, такая идея и существовала, что, в общем, количество должно перейти в качество, то есть количество преобразований политического и экономического характера должно сформировать соответствующие изменения в обществе...
Слушайте в аудиофайле!