Вопросы истории Были ли шансы у Врангеля продержаться в Крыму?
Персоны
Лето 1920 года: большие перемены. Пример эволюционирования белого движения. Какие ошибки видят историки?
СВЕТЕНКО: С вами Андрей Светенко. Это "Вопросы истории". Поговорим о том, что происходило в России 100 лет назад. Лето 1920 года, Крым – оплот белогвардейцев, но там происходили большие перемены. И наш собеседник сегодня – доктор исторических наук, профессор Московского Государственного педагогического университета Василий Цветков. Василий Жанович, приветствую вас.
ЦВЕТКОВ: Здравствуйте.
СВЕТЕНКО: Василий Жанович, чем отличалась, и что такое "врангелевская белая Россия", в отличие от деникинской или колчаковской? И были ли шансы у Врангеля сколько-нибудь долго продержаться в Крыму, в Северной Таврии в 20-м и далее годах?
ЦВЕТКОВ: Да, это очень показательный пример того, как эволюционирует белое движение. То есть по условиям, в которых оказался Врангель, мы можем как раз говорить о том, что это действительно был своего рода последний оплот белого движения, во всяком случае в европейской России. И приходилось с этим считаться. Нужно было учитывать те ошибки, те промахи и военные, и политические, которые были сделаны прежде – в период 18-го, 19-го, начала 20-го годов. Наверное, главное принципиальное отличие врангелевской белой России, условно говоря, от колчаковской и деникинской не в том, что был провозглашен, допустим, отказ от борьбы с большевиками, от борьбы с советской властью, или были какие-то радикальные перемены в политической программе. А главное принципиальное отличие в том, что вот те реформы, те идеи, те теоретические положения, которые были предшественниками Врангеля развиты в разных проектах, но дальше этих проектов, в общем-то, дело не шло, потому что главная была цель – это взятие Москвы, это взятие Петрограда, а потом уже реализация разных реформ. У Врангеля установка принципиально другая – на то, что ждать нельзя, Москву, может быть, там когда-нибудь Москву удастся взять, может быть, и нет, а решать проблемы, насущные проблемы экономики, политики, военные проблемы нужно уже сейчас. Поэтому те идеи, те теоретические разработки, там которые были намечены белыми в предшествующий период, Врангель начал осуществлять, причем осуществлять даже с большим радикализмом, чем это было характерно для Деникина и Колчака. Это мы увидим вот как раз на его земельной реформе.
СВЕТЕНКО: Так вот поподробнее и поконкретнее.
ЦВЕТКОВ: Да, хорошо.
СВЕТЕНКО: Аграрная реформа – это вот знаменитый приказ о земле, он вообще был в русле эсэровской программы социализации земли. И вообще в этом смысле Врангель произвел революцию и установил (в кавычках) советскую власть в Крыму. Тем более, что занимались проведением этой аграрной реформы в жизнь земельные советы, земские земельные советы.
ЦВЕТКОВ: Да-да.
СВЕТЕНКО: Слово "советы" – знаковое, принадлежащее как бы целиком и полностью большевикам и красным, здесь тоже вдруг возникло. Что здесь можно сказать в плане того, насколько она была действительно эффективной, и как она проводилась в жизнь.
ЦВЕТКОВ: Очень интересная реформа по сути своей. Хотя вот так вот приравнивать ее к какой-то конкретной политической программе дореволюционных там и революционных партий, может быть, не очень правильно. Потому что она скорее сочетала в себе элементы: там были и кадетские принципы отчуждения земли, за плату в частности, выкупные платежи предполагались, там были и эсэровские (вот то, что вы сказали, как раз отметили этот вот момент самоуправления). Но я думаю, что здесь, наверное, нужно два таких принципиально важных момента в этой реформе отметить, которые на тот момент для крестьян, если уж не всей России, то во всяком случае зажиточных середняков юга России, они были принципиально важны...
Слушайте в аудиофайле!