Взгляд Максима Кононенко Мы не зависим от себя
Персоны
Реплика Максима Кононенко на «Вестях FM».
Еще недавно все люди в мире легко делились на любые две категории. Мужчины и женщины. Толстые и худые. Дети и взрослые.
Но мир усложняется. И вот уже кроме мужчин и женщин появляются всякие гендерквиры. К худым и толстым прибавляются бодипозитивные. А отличить ребенка от взрослого становится всё сложнее.
И вот вам еще один пример перехода от примитивной дихотомии к более сложной модели. Ученые Высшей школы экономики провели большое исследование, целью которого было показать влияние социальной среды на развитие школьников. И оказалось, что дружба с отличником, в отличие от разового обращения за помощью в учебе, способна повысить успеваемость школьника. А также – наоборот.
«Несмотря на то, что успеваемость не являлась главной причиной для того, чтобы выбрать друзей», — заявляют ученые, — «впоследствии ребята достигали примерно одного уровня успеваемости. Например, все те, кто общался с отличниками и хорошистами, скоро сами начинали учиться хорошо. Как только дети начинали общаться со школьниками, чья успеваемость оставляла желать лучшего, то и сами «скатывались».
Понимаете? Вот раньше были троечники и отличники. Двоечники и хорошисты. А теперь появились еще некие «школьники». Если школьник дружит с отличником — то он сам становится отличником. Если школьник дружит с троечником — то он сам становится троечником. И влияние это, согласно результатам исследования, направлено всегда на этого самого «школьника». Который, видимо, изначально представляет из себя нечто совершенно инертное.
Ну что же, это интересные результаты. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Надо теперь же начинать не менее масштабное исследование, которое должно дать ответ на вопрос: а что будет, если с отличником будет дружить двоечник? Двоечник станет отличником или же наоборот — отличник скатится к двоечнику? А самое главное, что будет потом, после того, как закончится обучение? Станет ли отличник нравственным человеком? И обязательно ли двоечник не найдет себя в социуме? Ответы на эти вопросы, как вы понимаете, совершенно не однозначны.
Впрочем, ответ на один вопрос очевиден: кого среди нас больше? А больше среди нас вовсе не двоечников и не отличников. Больше всего среди нас тех самых неопределенных «школьников». Весь жизненный путь которых зависит от пассионарных двоечников и отличников.
А вовсе не от себя самого.