Традиции Как родились новогодние христианские традиции
Персоны
Кто и зачем смешал Рождество с Новым годом? Что стоит за традициями, которых придерживаются православные христиане.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции" и Сергей Михеев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине Стахий Колотвин. Здравствуйте, отец Стахий.
КОЛОТВИН: Здравствуйте.
МИХЕЕВ: Мы, наверное, делаем последний выпуск нашей передачи в этом году, поэтому, я считаю, его крайне важно посвятить такому празднику как Рождество Христово и соотношение этого праздника со светским Новым годом. Потому что по этому поводу ну довольно много всевозможных разговоров у нас, но особенно, мне кажется, среди людей, которые, может быть, даже, так сказать, не очень хорошо в этих вопросах ориентируются. Иногда возникают, на мой взгляд, какие-то такие вот непонятные напряженности или просто какое-то недопонимание. Хотя на самом деле оба праздника, они такие, очень, на мой взгляд, так сказать, радостные. Но, тем не менее, отец Стахий, вот если можно, давайте начнем с таких, ну с самых, так сказать, таких основных вопросов. Все-таки праздник Рождества, что он означает для христианского мира, для мира вообще? Почему вообще его так широко празднуют? И потом уже перейдем к тому, а как же так получилось, что вот Рождество и Новый год как-то перемешались в сознании, так сказать, большого количества людей.
КОЛОТВИН: Рождество Христово значит для всего мира (не только для христиан, а даже для индейцев Амазонки, которые вовсе не подозревают, что Христос когда-то был, что какие-то евангельские события), это означает, что история поделилась на две неравные ни по значению, ни по длительности половины. Потому что были миллионы лет существования человечества, когда люди просто могли прожить жизнь либо очень короткую, либо очень длинную, умирали, и все попадали в ад, потому что по тяжести греха наследовать Царствие Небесное не могли. И половина вторая, коротенькая половина – последние 2020 лет, когда человечество уже благодаря тому, что Бог стал человеком, и человек тоже может стать Богом, достигнуть Царства Божия и как Бог существовать вечно. Именно поэтому этот праздник, как вот начало Нового завета, нового договора между Богом и человеком (у нас вот слово "новый ветхий завет" воспринимается просто как некоторый книжный термин, а на самом деле "завет" – это церковнославянское слово "договор". Вот такой же договор юридический, договор между государствами, договор какой-то общественный договор), вот этот договор между Богом и человеком, начинает действовать. В принципе все мы хотим, чтобы к нам пришел Бог и решил какие-то наши проблемы. И вот это наше общее желание, оно сбывается: Бог приходит и решает общие проблемы человека и одновременно каждого человека в отдельности. Да, это начало пути Христа, и поэтому для древних христиан в принципе не так было важно праздновать Рождество Христово, его даже не праздновали отдельно, а праздновали вместе с Крещением Господним, был единый праздник Богоявления. Потому что для людей было главное, что Христос явился в мир, пусть и в два этапа, то есть вначале родился, но жил в безвестности, смиренно трудился до 30-ти лет, занимался плотницким трудом, и вот уже потом вышел на проповедь. Это праздновалось в один день, и это, кстати, кто более внимательны и заглядывают на службы и на Крещение, и на Рождество, они могут даже заметить, насколько службы похожи между собой и не похожи на другие дни года. Древние христиане праздновали в основном только Пасху Христову, потому что все-таки это окончательная победа над смертью: Христос воскрес, дал нам надежду на вечную жизнь. И Рождество все-таки остается в тени. В принципе в православном мире, если мы посмотрим, Пасха и по-прежнему остается безусловным праздником номер один. Даже если мы посмотрим на наших соотечественников, которые достаточно далеки от церкви, то они когда чаще всего приходят в храм? Все равное первое место занимает Пасха. И только второе место, уже с некоторым отрывом, это Рождество Христово...
Слушайте в аудиофайле!