Взгляд Максима Кононенко Мы рискуем, но не пьём шампанское
Персоны
Рубрика Максима Кононенко на "Вестях ФМ".
Один деятель культуры, пытаясь привнести современное искусство в суровый русский город, любил повторять, что скептики будут посрамлены. И таки посрамил скептиков. Но ненадолго. Потому что жизнь такова, какова она есть. И скептики в этой жизни в общем случае оказываются правы.
9 февраля сего года я со скепсисом рассказывал вам, что вот этот вот начавшийся взрывной рост биткойна — он только для тех, чья вера в биткойн сильна и иррациональна. А всем остальным стоило бы держаться подальше. И вот накануне мы увидели, что веры всё-таки не хватает. Всего один твит Илона Маска о том, что майнинг биткойна наносит вред окружающей среде, сразу поселил в душах адептов криптовалютного культа сомнения. А заявления китайских финансовых властей о том, что криптовалюты не могут использоваться в качестве платежного средства, превратил сомнения в панику.
Биткойн рухнул, как подкошенный: сразу на 30%. За ним следом повалились и все остальные криптовалюты. Самый молодой криптомиллиардер мира Виталик Бутерин в один день перестал быть таковым — его состояние уменьшилось сразу на 40%. За день сгорели фьючерсы более чем на 8,5 миллиардов долларов.
Когда все разбежались и осмотрелись, вдруг стало понятно, что ничего не произошло. Ну, Илон Маск написал твит. Ну, китайцы не будут принимать криптовалюты в качестве оплаты. Так никто в мире не принимает! То есть ничего не изменилось. И биткойн снова начал расти, отыграв существенную часть своего катастрофического падения.
О чем всё это нам говорит? Во-первых, о том, что играть во все эти игры могут только люди с железными нервами. И с достаточными средствами. Как говорил один из аналитиков этого зыбкого рынка, для того чтобы иметь миллион в криптовалюте, достаточно вложить всего 2 миллиона.
А во-вторых, вчерашние события показали абсолютную виртуальность криптовалют. То есть оторванность их от настоящих денег, поддерживаемых государством. Ты можешь иметь криптовалюту. Но превратить ее в настоящие деньги — довольно непростая задача. Особенно если надо превратить много криптовалюты во много денег.
А раз так, значит, реальных денег во всей этой огромной триллионной системе не так уж и много. И как только кто-то вынимает с этого рынка хотя бы десятки миллионов, весь триллионный виртуальный рынок превращается в тыкву.
То есть кто-то, конечно, обязательно выпьет купленного за биткойны шампанского. Но вряд ли это будем мы с вами.