Я из будущего Столп Российской империи
Персоны
Как Огюст Монферран возводил Александрийскую колонну.
НЕКРАСОВА: Здравствуйте, друзья. С вами снова мы, путешественники во времени. Я – Екатерина Некрасова и историк Андрей Карташов. Андрей Николаевич, здравствуйте.
КАРТАШОВ: Добрый день, Катя. Добрый день, дорогие друзья.
НЕКРАСОВА: В прошлый раз мы с вами побывали сразу в трех эпохах, но при этом практически не сходили с места. Мы были в стенах Новодевичьего монастыря, смотрели, как эти стены меняются, как, главное, за этими стенами страна целая меняется, и как вот все это взаимосвязано и одно другое определяет. Куда мы сегодня отправимся?
КАРТАШОВ: А сегодня мы отправимся в Санкт-Петербург. Эпоха у нас будет одна, но зато какая – настоящий золотой век русской культуры и искусства. Период, когда творили Пушкин, Гоголь, Глинка, Брюллов и наш сегодняшний герой – это архитектор Огюст Монферран. Год 1834-й. В середине сентября на Дворцовой площади Санкт-Петербурга состоялось торжественное открытие Александрийской колонны.
НЕКРАСОВА: Александрийского столпа.
КАРТАШОВ: Да, самого высокого монумента из цельного гранита. 47,5 метров высота. Памятник, мимо которого боялись проходить люди, потому что думали, что он может упасть.
НЕКРАСОВА: Александрийская колонна в честь, понятно, Александра Первого.
КАРТАШОВ: Да, того самого, которого прозвал народ Благословенный. Память в честь победы над Наполеоном. И вообще, так сказать, это памятник прям целой эпохе, если говорить глобально. Но, естественно, в этом памятнике и немало личного отношения его создателя к императору. Потому что именно с легкой руки Александра француз Огюст Монферран, в общем-то, и попал в Санкт-Петербург и отметился там двумя колоссальнейшими памятниками: это сама Александрийская колонна и вот тот самый Исаакиевский собор. Целых 40 лет его строили, и очень многие критиковали Огюста Монферрана и говорили, что он специально затягивает стройку, потому что якобы было некое предсказание, прорицание будущего, в соответствии с которым он должен умереть сразу же после окончания строительства.
НЕКРАСОВА: В какую же точку из этого огромного периода мы перенесемся?
КАРТАШОВ: Мы отправимся в конец лета – начало сентября 1832 года, когда колонну доставят в Санкт-Петербург и будут ее устанавливать.
НЕКРАСОВА: За два года до того как ее торжественно откроют. Кем вы мне предлагает стать в том времени?
КАРТАШОВ: Предлагаю непосредственно участвовать в возведении колонны.
НЕКРАСОВА: Но, Андрей Николаевич, я боюсь, что моего отсутствующего технического образования немножко не хватит на то, чтобы такие ответственные решения принимать.
КАРТАШОВ: Ну, наверное, не руководителем высокого ранга, а молодым специалистом, стажером. Стажер, который приехал из Франции. Это совершенно нормальная практика: русские ездили в парижские мастерские, в итальянские, там набирались опыта, а европейцы приезжали в Россию. А многие вообще здесь оставались и становились русскими.
НЕКРАСОВА: Как Монферран, например, да.
КАРТАШОВ: Да, как бы русским.
НЕКРАСОВА: А он тоже приехал как стажер?
КАРТАШОВ: Немножко другая история. Он, честно говоря, после разгрома наполеоновской Франции никак не мог найти себе работу. И тут вдруг счастливый билет он вытащил: в Париж приезжает Александр Первый. Монферран чудом ухитрился передать ему альбом, в котором Монферран предлагал несколько вариантов памятников, зданий. А он был прекрасным совершенно рисовальщиком. И император Александр Первый пригласил его в Москву. А у твоего персонажа примерно такая же ситуация. Во Франции в июле 1830 года случилась революция, и ситуация напряженная, не всегда легко найти работу.
НЕКРАСОВА: Работу. Ну, хорошо, подождите, а вот я приеду в Россию, кто меня ждет?
КАРТАШОВ: У тебя есть рекомендательное письмо. В свое время Огюст Монферран приехал в Россию с письмом от Авраама Луи Бреге.
НЕКРАСОВА: Который часовщик?
КАРТАШОВ: Абсолютно правильно.
НЕКРАСОВА: Так.
КАРТАШОВ: Вот. А у твоего героя будет рекомендательное письмо от архитектора, от строителя Вандомской колонны в честь Наполеона Жана-Батиста Лепера. И именно эту колонну Огюст Монферран держит как бы у себя в голове как некий образец для Александрийской колонны. Так что не беспокойся, у тебя в кармане есть…
НЕКРАСОВА: Пропуск будет, пропуск будет.
КАРТАШОВ: Да, да.
НЕКРАСОВА: Ну, хорошо, тогда немедля отправляемся в путь!
КАРТАШОВ: Всё, вперед!..
Слушайте в аудиофайле!