Наше всё Спасение храмов: помочь может каждый
Персоны
Внести свою лепту. Маковки церквей – кажется, естественная часть русского пейзажа. Но в каком состоянии сегодня находятся сельские храмы? Сколько из них нуждаются в реставрации? Почему некоторые святыни оказались на грани исчезновения? И что с этим можно сделать? В специальном выпуске проекта "Наше все" говорим о сохранении нашего общего наследия – с теми, кто на практике доказывает, что помочь может каждый.
- Вообще кажется, что невозможно восстановить эти полуразрушенные храмы.
- Храмы, как правило, находятся в аварийном состоянии.
- А у нас храмы, которым 400 лет, и они стоят без всякой заботы.
- За 6 лет нам удалось провести сохранные работы на 10 сельских храмах.
- Мы трудимся вот так вот исключительно на собственном энтузиазме.
- Одним это невозможно восстановить храм. Здесь нужна, конечно, поддержка государства.
- И если мы не будем спасать эти храмы, мы превратимся в выжженную землю.
- Почему в нашей стране столько заброшенных и разрушенных храмов?
- Это сложный вопрос.
БЫСТРОВ: Здравствуйте, я Руслан Быстров. И это спецвыпуск проекта "Наше всё". В этот раз без подзаголовка "Настоящее и будущее импортозамещения в России". Потому что сегодня, в светлый праздник Пасхи, мы поговорим как раз о том, что импортозамещать не нужно, а, напротив, надо всеми силами сохранять и приумножать. О нашем культурном наследии, а точнее – о сельских храмах.
Наверное, такой храм есть в поле зрения каждого из нас. Рядом с домом или дачей такая полуразрушенная, поросшая травой церковь с обвалившейся крышей, выбитыми окнами и снятыми колоколами. Таких храмов по России сотни, и, кажется, они совершенно никому не нужны. Но это только кажется. Есть люди, которые эти храмы пытаются восстановить своими руками, своими деньгами. Они готовы посвящать этому свое время, свои силы и всю свою жизнь. О таких людях – наш сегодняшний спецвыпуск проекта "Наше всё".
Директор Фонда "Белый Ирис" Ольга Шитова.
ШИТОВА: Храмы, как правило, находятся в аварийном состоянии, отсутствует либо частично, либо полностью кровля. В каких-то храмах есть обрушение сводов, открытые окна, открытые двери. Классический заброшенный аварийный храм, который мы берем в свою работу и проводим первичные сохранные работы в виде противоаварийных и консервационных работ.
…
Руководитель проекта "Общее дело" по возрождению деревянных храмов Севера протоиерей Алексей Яковлев.
ЯКОВЛЕВ: Однажды мы были с супругой в одной поморской деревне на берегу Белого моря. И дедушка Александр Порфирьевич Слепинин восстанавливал крышу у своей колокольни. У него в деревне древний тройник: один из храмов 1636 года, другой 1748-го и звонница. И вот мы стали помогать этому дедушке. Сначала деньгами на стройматериалы, потом стали привлекать к этому своих друзей, приезжать чаще. И в конечном итоге это все переросло в наш проект по возрождению брошенных деревянных храмов на Русском Севере. Фактически мы стали преемниками тех бабушек и дедушек, которые в советские годы эти храмы для нас сохранили и нам передали...