Наше всё Условия процветания российских городов
Персоны
Согласно последней переписи населения, 75% россиян проживают в городах. В новом выпуске проекта «Наше все» разбираемся, изменят ли санкции их привычный мир. Придется ли экономить на ремонте домов и программах благоустройства? Больше платить за коммуналку или проезд? Позабыть об электробусах и Wi-Fi в парках? Или все-таки нет?
"Наше всё" – настоящее и будущее импортозамещения в России. Города.
- ЖКХ России так же, как и стройка России, импортонезависимая.
- Заменять лифты нужно срочно.
- У нас все абсолютно пассажирские транспортные средства делаются в России.
- Сложности могут возникнуть у современных электробусов. Связано это с тем, что используются аккумуляторные батареи импортного производства.
- А откуда в России? Значит, ты начинаешь экономить, значит, ты будешь принимать на работу водителей за более низкую зарплату, с более низкой квалификацией.
- Бессмысленно сдерживать тарифы. Потому что, если люди начнут платить меньше, они просто останутся без тепла, без воды.
- Накопленные потенциалы 22-й и, может быть, даже 23-й год позволят закончить без каких-то шоков.
- Я уверен в том, что мы прорвемся.
БЫСТРОВ: Здравствуйте, рады всех приветствовать. Это Руслан Быстров.
ЛАБУЗНАЯ: И Валерия Лабузная.
БЫСТРОВ: По данным последней переписи населения, урбанизация продолжается: 75 процентов россиян проживают в городах.
ЛАБУЗНАЯ: То есть для трех человек из четырех многоэтажные дома, курсирующие по улицам автобусы и трамваи, скверы и парки – это то, без чего невозможно представить свою повседневную жизнь.
БЫСТРОВ: В новом выпуске проекта "Наше всё" мы задались вопросом: а изменят ли санкции наши города, придется ли нам отказываться от привычных вещей и удобств, адаптироваться к другому уровню комфорта?
ЛАБУЗНАЯ: Ремонт жилых домов, коммунальные услуги, благоустройство, общественный транспорт – в общем, города. Какими они будут, и что для их процветания можем сделать мы сами?
Александр Пузанов – генеральный директор фонда "Институт экономики города".
ПУЗАНОВ: Все последствия происходящих изменений, они станут понятны, может быть, к середине, к концу лета. Начинается только структурная перестройка экономики. Вместе с тем понятно, что нынешняя ситуация окажет влияние на разные группы городов. Некоторые города могут стать просто там островами стабильности, которые изначально были завязаны, скажем там, на государственный заказ, то есть на оборонный заказ. Другие города, которые во многом зависели от участия градообразующих предприятий в производственных цепочках, которые сейчас могут обрушиться, зависят от поставки комплектующих изделий, в том числе из-за рубежа, они могут оказаться в очень тяжелой ситуации. Но это станет понятно, наверное, к середине, к концу лета, ну как бы масштаб проблем, с которыми столкнутся те или иные группы городов.
БЫСТРОВ: Ну вот в этих городах, которые наиболее могут пострадать, какие сферы под ударом? Это транспорт, это ЖКХ, это, не знаю, социальная сфера?
ПУЗАНОВ: Социальная сфера – это в основном сфера бюджетная, поэтому здесь в наименьшей степени можно ожидать проблем. Сфера строительства – там есть риски, связанные с разрывом цепочек поставок строительных материалов. Хотя зависимость от импортных строительных материалов невысока, но в отдельных сегментах жилищного рынка она достаточно существенна. Второй риск – это отток мигрантов. А дальше сектор промышленности, где может быть очень разная ситуация в разных отраслях. Города нефтегазодобывающие – они очень сильно будут зависеть от объемов экспортных поставок, как быстро удастся переориентировать экспортные потоки на другие рынки. Целевые города, которые раньше были наименьшие риски, сейчас эти риски появляются именно для этих городов. Ну а что касается обрабатывающей промышленности, то здесь ситуация может быть более благополучная, могут создаваться новые рабочие места, быть востребованы новые кадры для развития тех отраслей, которые сейчас нам нужны для импортозамещения.
ЛАБУЗНАЯ: Давайте перейдем от общего к частному. Вот конкретно система ЖК. Что там из-за санкций может пойти не так?
Светлана Разворотнева – зампред комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
РАЗВОРОТНЕВА: ЖКХ России, так же, как и стройка России, .в значительной степени, .я бы так сказала, процентов на 90 с лишним импортонезависимое. Краски, какие-то стройматериалы и прочее – мы производим все сами...
Слушайте в аудиофайле!
О том, как добиться роста и процветания российских городов, нам рассказали:
Светлана Разворотнева, зампред комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Александр Пузанов, генеральный директор Фонда Институт экономики города
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики
Иван Дьяков, вице-президент Национального лифтового союза
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик компании Mobile Research Group
Владимир Свириденков, эксперт Межрегиональной общественной организации "Город и транспорт"
Юрий Свешников, президент Московского транспортного союза
Над программой работали: Руслан Быстров, Валерия Лабузная, Светлана Соколова, Инна Алексеева, Арсений Краснов.