Музыка автономных областей Перелман-Моррис-Шипп: шаманы?

20 мая 2022, 01:31

Мы уже говорили о том, что аудио-индустрия явно оживилась – надо же как-то компенсировать отсутствие и "живых" концертов, и гастролей, и даже студийных записей на публике. Мы не говорим о пионере фри-джаза в Европе – Петере Брётцмане, которого и без того всегда было много. Один из шести – повторяю – шести (!) его альбомов 2020 года – мы уже слушали. И даже те, от кого, в общем, ничего особенного не ждали, тоже о себе напоминают, как легендарный рок-джазовый "проект" the Soft Machine.

Знаменитого саксофониста Иво Перелмана (Ivo Perelman), как и Брётцмана, тоже много. За "отчетный период" вышло уже четыре его аудио-проекта, в том числе со сборной командой европейских джазменов (включая вокалиста Фила Минтона, которого агентство Nobodies' Music обещало привезти буквально накануне официального карантина). Но записан он был в Лондоне прямо перед карантином, в январе. Еще две записи вышли на небольшом нью-йоркском лейбле с индийским названием Mahakala, хотя индийского в нем только название. Сначала вышел постоянно действующий дуэт Перелмана с пианистом Мэтью Шиппом, который мы хорошо знаем и по лейблу Leo Records и по нашему фестивалю артистов этого лейбла в 2013-м году. Сегодняшний "Шаманизм" (Shamanism) – запись 2018 года, снова дуэт Перелман-Шипп плюс еще один артист Leo Records – гитарист Джо Моррис. С обоими саксофонист Перелман много музицировал в разных составах, но, кажется, не в составе трио. Дискография у Перелмана – огромная: как раз, кажется, Шаманизм – это сотый его альбом за 30 лет.

Напомню, Иво Перелман из Бразилии, ему под 60, в 1980-е он меньше года проучился в джазовом Беркли-колледже в Бостоне (положа руку на сердце, в "дипломе" этого колледжа для человека талантливого и уже "раскрученного" особой необходимости нет; многим известным джазменам хватило первых двух лет обучения). Перелман в детстве начинал с классической гитары, потом перепробовал чуть ли не все инструменты, и сейчас еще иногда играет, скажем, на старинной трубе.

Шипп (Mattew Shipp) и Моррис (Joe Morris) – под стать Перелману; тоже так сказать, словоохотливые и коммуникабельные музыканты. Много записываются, предпочитают свободную импровизацию. Или спонтанную композицию, как это называет пианист Шипп. Между прочим, в кругах мэйнстрима его долго и, я бы сказал, с ехидцей критиковали за "неуважение" к стандартам, которые он редко когда играет, что называется, straight ahead – напрямую.

Старший из всех трех, Джо Моррис – в чем-то уникальный джазмен, гитарист и контрабасист. Но он никогда не играет в одной программе и на гитаре и на контрабасе. Своего рода раздвоение творческой личности. Более того, у него два разных менеджера – один занимается Моррисом-электрогитаристом, другой – контрабасистом. В трио с Перелманом и Шиппом Моррис – гитарист. И по праву старшего явно определяет характер нескольких треков. В частности, One Who Knows – "агрессивно прекрасную музыку", как определяет свою продукцию лейбл Mahakala.

Музыка автономных областей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация