Музыка автономных областей Квартет Константина Сухана Sober Head: Молитвенное собрание в Космосе

8 июля 2022, 01:31

На этой неделе мы собирались полностью погрузиться в музыку той автономной области, в которой авангардисты импровизируют на известные джазовые темы. Только у нас за последний год их вышло три: "Free At Three" The RIG и "The Assembled" братьев Петяевых и "Sober head" Константина Сухана. На последнем мы и остановимся.

Предварительно надо сказать, что в обзорах этих и других подобных альбомов, все время употребляется термин "стандарт" – некое музыкальное построение, которое становится основой для того или иного типа (джазовой) импровизации. Это своего рода аналог понятия (джазовая) "классика". Классических стандартов – около 500; но в идеале любой, кто считает себя джазменом, должен знать примерно 100-120 стандартов, на которые он обязан уметь импровизировать, даже если его разбудят среди ночи. Буквально любой джазмен – от исполнителя диксиленда до фри-джазиста. В этом смысле на диске Sober Head нет ни одного стандарта. В подсознании все джазмены, кончено, держат темы Мингуса и Колтрейна, некоторые еще и Альберта Эйлера. Но половина джазменов к музыке Сан Ра относятся с иронией, а еще большая половина – индийскую Рагу Малькаунз шведа Бенгта Бергера из репертуара Дона Черри, конечно, не знает. Но это еще не классика, это, так сказать, "современная классика". Так или иначе, благодаря инициативе Михаила Сапожникова – худрука TraneZenArt’а – как бы авангардного отделения при клубе Алексея Козлова, квартет был составлен, и альбом с более-менее известными джазовыми темами – записан.

Константин Сухан: "Мы выбрали музыку, которую мы любим, порепетировали и сыграли на концерте, а через полгода сделали запись". Она состоялась 11 сентября, то есть в день Иоанна Предтечи – как известно, аскета-отшельника – отсюда и название диска. Sober head – "На трезвую голову". Здесь есть и еще один смысл: джаз, напомним, стал известным либо как гарлемская экзотика, почти андеграунд, вроде танцевальной лихорадки, парижских апашей, более позднего Чайнатауна и "Свингующего Лондона". Да еще в "Бурные 20-е" с эротическими – это мягко говоря – блюзовыми текстами, а позднее постромантической бродвейской поп-музыкой. В этом контексте "Индия" Колтрейна была для джазменов-афроамериканцев символом чего-то духовного, возвышенного над повседневностью танцзалов и ночных клубов, даже джазовых. Вряд ли конечно, многие знают, что и "Малькаунз" Бенгта Бергера – это рага, которая получила известность благодаря историческому музыкальному фильму "Байджу Бавра". И согласно индийским представлениям, будучи правильно сыграна, рага Малькаунз тоже приближается к чему-то сверхъестественному. Ну, а о том, что Сан Ра создал собственную религию, в которой Space Is the Place. "Космос – это (для черных) то место, куда надо стремиться как в рай". Остальные же четыре трека – "Молитвенное собрание в среду вечером" Ч. Мингуса, "Духи" и "Наша молитва" бр. Эйлер, "Сострадание" Дж. Колтрейна – в основе своей афроамериканские духовные песнопения – ветхозаветные спиричуэлы и евангелические госпелы. Примечательно, что в оформлении альбома – картина Милы Сухан: мать, кормящая грудью ребенка. Духовные песнопения – это то, что (в идеале) должно впитываться с молоком матери.

Семь треков сыграны квартетом без аккордового инструмента: Константин Сухан – труба, Сергей Храмцевич – баритон саксофон, Павел Орлов – контрабас, Андрей Ким – барабаны. Если и не конгениально авторам, то в любом случае на том адекватном уровне, на котором у нас "современную (джазовую) классику" духовного содержания редко когда исполняют.

Музыка автономных областей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация