Музыка автономных областей Коллин Шерман: Кривая медленного снижения
На этой неделе – новые имена – без каких-либо жанровых или стилистических ограничений, и начинаем мы с автономной области, которая нашими постоянными слушателями изучена лучше всего – нового джаза!
Новое имя – Коллин Шерман (Collin Sherman). И его альбом из двух дисков Arc Of A Slow Decline ("Кривая медленного снижения"). Коллин Шерман по первому образованию – юрист; он окончил престижный Оберлинский колледж ("президентом" которого был Фредерик Старр, джазовый кларнетист-любитель и автор первой зарубежной книги о советском джазе (Frederic Starr ‘Red & Hot’). Коллин Шерман в Оберлине играл в таком же, какой был и у Старра, ансамбле традиционного джаза. Но, уже работая юристом, заинтересовался музыкальной электроникой и возрасте 33 лет в 2012 году выпустил свой первый диск. Однако сам Шерман вспоминает, что чистой эмбиентной электроникой был вынужден заниматься, так как не имел возможности приобрести аппаратуру для записи акустических музыкальных инструментов. В 2017 году такая возможность у него появилась – и профессиональные микрофоны, синтезаторы и соответствующие компьютерные программы. И он стал, опять же сам без всякой посторонней помощи, записывать уже как говорится методом наложения свою собственную новоджазовую музыку.
Надо сказать, меня неприятно поразило то, что один серьезный джазовый орган в качестве прецедента назвал альбом… Пола МакКартни 1970-го года; что, по-моему, глупо с любой точки зрения, не говоря уже о том, что неточно. Как известно, Полу МакКартни на записи подпевала его тогдашняя жена Линда. Понятное дело, рецензент вряд ли мог знать пластинку Давида Голощекина 1977 года, которая у нас в обиходе называется 11+1 – один Голощекин на 11 инструментах. Но альбом Кита Джеррета Restoration Ruin (1968) рецензент мог и обязан был знать. Как и еще один – лебединую песню Хэла Рассела (Hal Russel) – оцененного только в Европе композитора-авангардиста, который буквально перед смертью выпустил такой же альбом – сам на всех инструментах Hal’s Bells. И, наконец, 11 ноября 2020 в возрасте 78 лет умер Андрю Уайт (Andrew White), который, будучи гобоистом оркестра Американского театра балета, тоже с 1970-х годов записывал пластинки методом наложения и выпустил (за свой счет) более 40 новоджазовых альбомов.
"Кривая медленного снижения", в свою очередь, пятый альбом Коллина Шермана. Второй диск – скорее, свободные импровизации трио "фортепиано-бас-саксофоны", которое немного окрашено электрогитарой и синтезаторами. А первый – композиторский новый джаз – разработка тем, очень четко очерченных и, можно сказать, мелодичных – наподобие раннего Орнетта Коулмэна и еще одного джазового композитора Рассела – Джорджа Рассела. Сам Коллин Шерман довольно четко формулирует свои принципы: импровизация – "это поиск истины и трансцендентальной красоты".