Наше всё Стоит ли бояться "авиационного каннибализма"?

28 мая 2022, 17:08

Персоны

Гражданская авиация – отрасль, для которой антироссийские санкции оказались особенно ощутимы. В новом выпуске проекта "Наше все" разбираемся, как международная кооперация в сфере самолетостроения превратилась из преимущества в проблему. На чем и куда мы будем летать в ближайшее время? Стоит ли бояться "авиационного каннибализма"? Сколько "Суперджетов" можно выпустить быстро? Почему эксперты возлагают большие надежды на МС-21?

Наше все. Настоящее и будущее импортозамещения в России. Авиация.

- Создается в стране линейка самолетов гражданской авиации.

- Мы можем производить 22-23 "Суперджета" в год, "МС-21" лет через пять вполне реально тоже.

- Машина изначально создается только из российских комплектующих, там вообще нет ничего иностранного.

- В ближайшее время нас ждет покупка запчастей обходными путями, нас ждет канибализация авиационная.

- Ведется сокращение всех категорий работников, это начиная с пилотов, стюардесс.

- То есть вы хотите сказать, что летать на российских самолетах сейчас точно так же безопасно?

- Абсолютно верно.

- Отрасль будет восстанавливаться, но я думаю, что это не ранее конца 2023, с 2024 года.

- Ну, тут надо закатать рукава и очень-очень плотно работать.

БЫСТРОВ: Здравствуйте, рады всех приветствовать. Это Руслан Быстров.

ЛАБУЗНАЯ: И Валерия Лабузная.

БЫСТРОВ: Этот выпуск проекта "Наше всё" мы решили посвятить отрасли, для которой санкции оказались особенно ощутимыми, гражданской авиации.

ЛАБУЗНАЯ: Авиастроение полагалось на идею международной кооперации. Так любые технологии были доступнее, а полеты дешевле.

БЫСТРОВ: Но эта же причина, по которой доля импорта в гражданском воздушном флоте оказалась значительной.

ЛАБУЗНАЯ: То, что было преимуществом, теперь обернулось проблемой.

БЫСТРОВ: Мы постарались разобраться, какие отечественные предприятия, инженерные и экономические решения способны вернуть стране крылья.

Роман Гусаров – главный редактор портала AVIA.RU Network.

ГУСАРОВ: На момент начала всей этой истории в феврале в российском авиапарке находилось более 1300 воздушных судов, из них магистральных около тысячи. Около 700 самолетов – это были самолеты в лизинге иностранного производства. Из них около 5 процентов принадлежали либо самим авиакомпаниям, либо принадлежали лизингодателям Российской Федерации. То есть все-таки речь шла о порядке 700 единиц самолетов западного производства, которые находятся в зарубежном лизинге, магистральных самолетов. За этот период какая-то часть самолетов была задержана в различных аэропортах, ну это примерно 10 процентов из этого парка. 70-80 самолетов, может быть, в итоге было, как говорится, потеряно. Чем это всем нам, как говорится, грозит? Да по сути ничем, поскольку весь этот парк воздушных судов, он еще, можно сказать так, был допандемийным, то есть был рассчитан на перевозку около 130 миллионов пассажиров. В этом же году, по даже самым оптимистичным прогнозам, скорее всего объемы перевозок к 19-му году будут процентов на 30 ниже. То есть, даже потеряв, условно говоря, около 10 процентов парка воздушных судов, нам его с лихвой хватит, чтобы обеспечить весь потенциальный спрос на авиаперевозки.

Юрий Сытник – заслуженный пилот России.

СЫТНИК: В связи с тем, что количество полетов резко сократилось, самолетов практически российского производства нет в стране, те самолеты, которые будут выпускаться, будут еще нескоро. Поэтому личный состав идет под увольнение.

Александр Спиридонов – зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле.

СПИРИДОНОВ: В ближайшее время летать будем на том, что есть, очевидно. То есть тут не надо строить какие-то такие иллюзии. Действительно у нас импортозамещение в процессе, в разгаре, часть воздушных судов у нас будут новые – то, что мы уже можем сейчас выпускать, но это будет постепенный приток, пока мы полностью не импортозаместимся...

О технологических и экономических решениях, способных вернуть стране крылья, нам рассказали:

- Александр Спиридонов, зампред Комитета Госдумы по промышленности и торговле

- Юрий Сытник, заслуженный пилот России

- Станислав Зуев, директор Департамента корпоративных коммуникаций «Объединенной авиастроительной корпорации»

- Роман Гусаров, главный редактор портала «Авиа.ру Network»

- Александр Терентьев, директор по развитию авиационного транспорта Центра экономики инфраструктуры

- Владимир Михеев, руководитель отдела авиаперевозок сервиса бронирования билетов «Инновационная мобильность»

- Елена, авиапассажир

Слушайте в аудиофайле!

Наше всё. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация