Культурное путешествие О чем расскажет музей кино

4 июня 2022, 03:15

Персоны

Музейное представление кинематографа.

СТУПАК: Приветствую всех слушателей. В эфире программа "Культурное путешествие". Ее ведущие Полина Ступак и Марат Сафаров в студии. Марат, здравствуйте.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: Говорить мы будем сегодня о музее, у которого не самая простая судьба. Долгое время у него не было постоянной прописки. Сначала он располагался в киноцентре на Красной Пресне, а с конца 2005 года на территории киноконцерна "Мосфильм". Позже на некоторое домом для музея стал Центральный дом кино. Но с 2017 года музей принимает посетителей в новом пространстве – в стенах павильона № 36 на ВДНХ. Редчайшая фототека, коллекция киноплакатов и афиш, возможность посмотреть уникальные архивные киноленты и увидеть, пожалуй, единственный в своем роде мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна – всё это богатство принадлежит Государственному центральному музею кино. Об истории этого места, о выставках, планах на будущее мы пригласили рассказать его директора и первого заместителя председателя Союза кинематографистов России Ларису Солоницыну. Лариса, рады вас видеть в нашей студии. Спасибо, что вы к нам пришли.

СОЛОНИЦЫНА: Здравствуйте.

САФАРОВ: Здравствуйте.

СТУПАК: Первый вопрос, который хотелось бы задать. С одной стороны, музей называют одним из молодых российских музеев, создан он официально в 1989 году. Но ведь идея сохранения наследия отечественного кинематографа назрела еще в начале 1910-х годов. Вот с чего начиналось? И вообще кинематограф нуждается в музейном представлении?

СОЛОНИЦЫНА: История музея действительно тянется практически с начала истории кинематографа. Потому что как только начали возникать первые, с нашей уже точки зрения, экспонаты, связанные с созданием фильмов, возникла мысль о том, что это нужно сохранять, и нужно каким-то образом иметь возможность нашим каким-то будущим поколениям, потомкам рассказывать о том, с чего все начиналось. Замечательным людям пришла в голову эта идея, потому что до прихода в Музей кино, честно говоря, я к истории в принципе и к истории кинематографа в частности относилась достаточно легкомысленно, я бы сказала. Мне тоже было не совсем очевидно, зачем это нужно делать. Но, проработав вот уже практически восемь лет в Музее кино, у меня есть совершенно четкий и внятный ответ: я прекрасно понимаю, насколько тем людям, которые живут и работают в том числе и в области кинематографа дальше, насколько им важно знать и понимать, с чего все начиналось, и каким образом это происходило. Эта взаимосвязь, ее, может быть, иногда даже невозможно объяснить на практическом уровне, но на уровне духовном, интеллектуальном, художественном это настолько очевидно, что вот теперь только кроме благодарности тем людям, которые приняли в свое время решение о создании этого музея, ничего сказать не могу. Настоящие молодцы, и спасибо им огромное. И я надеюсь, что и после нас и наших поколений тоже будут люди, которые все это будут сохранять.

САФАРОВ: А кроме того, вот у вас при входе такая есть инсталляция и карта точнее с логотипами, с силуэтами различных музеев кино. Оказывается, их гораздо больше, чем в Музее кино в Берлине, о котором я знал. Вот вообще наш Музей кино, российский музей кино, он вот в этом, можно сказать, архипелаге, в таком большом количестве островов музеев кино, он какое место занимает? Он известен за пределами нашей страны? Вот его такая судьба, может быть, международная.

СОЛОНИЦЫНА: Нам, конечно, немного помешала ситуация, в которой Музей кино не имел возможности полноценно работать. Потому что после того как изменилась ситуация с Киноцентром на Красной Пресне, музею практически 10 лет, его коллекции находились в складированном виде в одном из павильонов "Мосфильма". Не устаю опять же благодарить Карена Георгиевича Шахназарова, который в свое время принял решение предоставить это помещение. И благодаря этому во многом коллекции сохранились...

Слушайте в аудиофайле!

Культурное путешествие. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация