Культурное путешествие Смоленская область: Вязьма, Ельня, Гагарин

25 июня 2022, 03:15

Персоны

Хотите узнать больше о Смоленской земле – не ограничивайтесь архитектурой. Известные и неизвестные факты. Отсюда бежали и Наполеон, и фашисты.

СТУПАК: Я приветствую всех слушателей. В эфире программа "Культурное путешествие". В студии Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, здравствуйте.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: Места, о которых мы будем говорить, малой родиной являются для довольно большого количества выдающихся людей. Здесь родились космонавт Юрий Гагарин, композитор Михаил Глинка, актеры Юрий Никулин и Анатолий Папанов, поэт Александр Твардовский, адмирал Павел Нахимов и маршал Михаил Тухачевский. Я думаю, для многих будет интересным узнать, что знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов так же родился здесь, а в США уехал в трехлетнем возрасте. Михаил Булгаков работал в местной больнице, и, как считают литературоведы, прототипы героев его цикла "Записки молодого врача" так же отсюда. Много интересного найдут и поклонники гастрономического туризма, в регионе для этого даже создан специальный путеводитель. Сегодня отправляемся в путешествие по Смоленской области. О Смоленске мы много уже рассказывали, город, безусловно, заслуживающий отдельного внимания, совершенно прекрасный, один из древнейших городов России: величественная Кремлевская стена, потрясающий успенский собор и многое-многое другое. Однако этим не нужно ограничиваться. Если вы хотите больше узнать о прошлом этих земель, побывайте в Вязьме, в Рослове, Гагарине или Ельне. Небольшие города, но в каждом есть своя изюминка. Маршрут можно составить в любом направлении, на ваш собственный вкус. Ну а мы, пожалуй, начнем с тихой и старинной Вязьмы. Хотя какой бы путь вы ни выбрали, так или иначе вы обязательно затронете часть Старой Смоленской дороги.

САФАРОВ: Да, ее можно уже затронуть, не выезжая из Москвы. Поскольку по существу Можайское шоссе и есть уже фрагмент этой старой дороги – самого краткого и самого быстрого такого вот, именно что не только географически краткого на карте, но и действительно транспортного (во все века, начиная с 14-го, 15-го века – рубежа, когда эта Смоленская дорога возникла) пути на запад, в Европу Западную.

СТУПАК: А сейчас это на самом деле такая визитная карточка, можно так сказать, Смоленской области.

САФАРОВ: Да, да, более чем. И путь, вот трасса большая – федеральная трасса "Беларусь", она проходит через Смоленскую дорогу, ну так или иначе. Конечно, безусловно, когда появилось автомобильное сообщение, не полностью все совпадает, но, в общем-то, Старая Смоленская дорога до сих пор живет. А самое главное, что она в течение как минимум двух раз (а можно насчитать еще несколько таких ратных историей) была той артерией, по которой мы изгоняли врагов. И Наполеон отсюда бесславно бежал по Смоленской дороге с остатками своей армии, и фашисты так же отступали по Старой Смоленской дороге. Вот так сложилось исторически, разные совершенно эпохи, разные уровни вооружения, разные войны, и тем не менее Старая Смоленская дорога была бесславным концом для этих супостатов.

СТУПАК: Ну как и весь этот регион. Да, это же действительно такая исторически значимая местность.

САФАРОВ: Да. Но когда-то и кто с мирными какими-то побуждениями приезжал к нам: послы, дипломаты. Они также зафиксировали, значит, свои такие впечатления о Старой Смоленской дороге, ее описание можно найти в знаменитых "Записках о московитских делах" австрийского посла Герберштейна (это середина 16-го века), в книгах Мейерберга и других вот таких иностранцев.

СТУПАК: Я вот, кстати, да, когда попадаются на глаза такие вот давние источники, и меня всегда очень радует, что уже тогда отмечали эти места.

САФАРОВ: Отмечали эти места. Вот там один путешественник Адольф Лизок, он отмечает (это уже конец, ну 70-е годы 17-го века, скажем так, эпоха Алексея Михайловича), он говорит, что дорога эта очень сложная, она проходит через густые леса, по существу там нет ни одного даже населенного пункта от Смоленска до Москвы, ну как минимум до Можайска уж точно. Впоследствии в 18-м веке, конечно, эту дорогу облагородили, появилось большое количество здесь и постоялых дворов, почтовых станций, путевых столбов. Он стала такой трассой.

СТУПАК: Кстати, один из путевых столбов можно увидеть и сегодня...

Слушайте в аудиофайле!

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация