Народный тест-драйв "Автодилеры активно перетекают в б/у сегмент"
Персоны
Что происходит на отечественном авторынке? Состояние, прогнозы.
АНДРЕЕВ: Здравствуйте. И сегодня у нас в гостях руководитель группы исследований и клиентской аналитики Авто.ру Алексей Муханов. Алексей, здравствуйте.
МУХАНОВ: Здравствуйте.
АНДРЕЕВ: Мы будем говорить о состоянии российского авторынка. Это очень интересно. И, наверное, будем сравнивать нынешний рынок с тем, что было еще некоторое время назад, ну и пытаться строить прогнозы, что будет еще спустя некоторое время. Как вы сейчас оцениваете состояние российского автомобильного рынка?
МУХАНОВ: Ну, давайте начнем с того, что некоторое время назад – это 2019 год. Все, что происходило после, это уже были такие нетипичные годы для автомобильного рынка. Потому что сначала пандемия, потом постпандемийный период с дефицитом, со всем остальным. Ну и вот текущий 22-й год тоже стал для рынка непростым. Все это время на рынке происходил, с одной стороны, дефицит автомобилей, который сначала был вызван проблемами с производством, с полупроводниками, что не было поставок автомобилей. А теперь же мы видим, как еще и автопроизводители начинают уходить с нашего автомобильного рынка. Все это приводит к дефициту, дефицит приводит к росту цен на рынке новых автомобилей, и, как следствие, мы видим, что падают продажи. Если мы посмотрим последнюю статистику АЕБ, то минус 82 процента в сегменте новых автомобилей. В таких условиях дилерам приходится перестраивать свой бизнес полностью, и всегда таким главным спасением для дилеров в кризисной ситуации был сегмент автомобилей с пробегом. И туда очень активно, сейчас мы видим, дилеры идут, развивают это направление, его перестраивают всячески, чтобы продолжать работать, оставаться на плаву, скажем так.
АНДРЕЕВ: Ну, вы знаете, я тут с вами не соглашусь. Потому что в последнее время для дилеров таким спасительным кругом были так называемые "допы" (это дополнительные опции, за которые они брали огромные какие-то, часто баснословные деньги, ничем не обоснованные абсолютно). И это получалось у них за счет дефицита, но в какой-то момент стало получаться все хуже и хуже, потому что деньги у людей кончились, и заплатить за машину существенно больше они просто не могли.
МУХАНОВ: Но чтобы продать какое-то допоборудование, нужно продать сам автомобиль. А сейчас мы видим, что новых автомобилей физически нет. Многие дилеры говорят о том, что запасы у них на складах остались на один, на два месяца. И в таких условиях, сколько ты допов не накручивай, ты не сможешь свою операционную деятельность дальше поддерживать. Поэтому вот – да, сейчас дилеры активно идут в сегмент подержанных автомобилей, в продажу финансовых услуг, страховых продуктов и всего остального. То есть надо еще понимать, что раньше главным источником подержанных автомобилей для дилера это был трейд-ин. Человек приходил, покупал новый автомобиль, а свой автомобиль сдавал дилеру для дальнейшей продажи. Но опять же, если нет новых автомобилей, то люди за ними не приходят, не привозят свои старые автомобили. Поэтому сейчас дилеры вынуждены либо заниматься прямым выкупом автомобилей с рынка, то есть обзванивать людей с объявлений, предлагать им приехать, выкупить их автомобиль. Либо начинают предлагают обмен одного подержанного автомобиля на другой. Либо еще одно направление, которое многие дилеры активно развивают, это комиссионные продажи, когда дилер не выкупает автомобиль на себя, но при этом выставляет его у себя в автосалоне и также рекламирует на своем сайте и за это получает комиссионное вознаграждение от продажи этого автомобиля...