Картинка

Спецпроекты Триумфы и трагедии Олимпиады-1972

3 сентября 2022, 02:15

Персоны

БЫСТРОВ: Здравствуйте, в студии Руслан Быстров. В этой программе мы будем вспоминать Олимпиаду в Мюнхене 1972 года. Ровно 50 лет исполняется этой Олимпиаде как раз в эти дни. Олимпиада была, с одной стороны, омрачена страшным терактом, когда погибли израильские спортсмены. С другой стороны, мы там завоевали огромное количество золотых медалей и почти в два раза, ну больше чем в полтора, превзошли своих ближайших соперников – Соединенные Штаты Америки.

Что ж, начнем. И приветствую своего первого гостя – президента российского движения Fair Play, спортивного журналиста, историка спорта и историка спецслужб (что тоже нам очень пригодится, когда мы будем говорить о теракте). Николай Долгополов. Николай Михайлович, Олимпиаду 72-го года называют кровавой из-за теракта, который там произошел, мы о нем еще подробнее поговорим. Объясните, что это было за время, какая международная обстановка тогда складывалась вокруг этого спортивного мероприятия.

ДОГОПОЛОВ: Я бы не сказал, что самое неблагоприятное время. Я лично, работая в далекой зарубежной стране, чувствовал, что относятся к нам нормально. До этого, вы знаете, я как раз в качестве переводчика Спорткомитета СССР часто выезжал за границу еще студентом со спортивными организациями, и к нашим спортсменам относились везде хорошо, где бы я ни был. Я выезжал в основном со сборными командами. Это такая маленькая прелюдия, не случайная прелюдия, потому что как раз до этого я был переводчиком сборной команды США, которая приезжала буквально накануне Олимпиады, в 71-м году, по-моему, на турнир международный в Москву, Таллин и Киев. Мы такое турне совершали. Я знал многих баскетболистов и американских, и, естественно, наших, которые с ними играли. Вот для меня эта Олимпиада была Олимпиадой баскетбола. Потому что некоторых ребят, например, Сашу Белова, Мишу Корке я хорошо знал, и мы с ними очень так мило и приятно общались. Миша, к сожалению, довольно быстро умер, а с Сережей Беловым, ну частично с Сашей мы довольно долго общались, почти до их кончины и до их ухода, очень печальных, а у Саши очень раннего.

Мне эта Олимпиада запомнилась совершенно неожиданной победой нашей команды. Я, ей богу, не ожидал, что наши выиграют. Все, кто вам рассказывают, что видели этот матч по телевидению, они немножечко вас обманывают, потому что матч по телевидению не показывался, а показывались лишь такие отрывки, и то после матча. И это была фантастика, потому что то, что случилось вот за три секунды, этот замечательный пас, эти потрясающие ребята – Сережа Белов, Жармухамедов (мы его звали вообще в то время, я уж не знаю, можно ли об этом говорить, просто Жар, понимаете, и он отзывался на это "Жар"). Вот для меня они запомнились вообще героями.

И я вам скажу, что всю жизнь до его ухода дружил с Гомельским с Александром Яковлевичем, не особенно был знаком с Кондрашиным. Но, конечно, то, что сделал Кондрашин тогда, я считаю, что это, может быть, лучшее достижение, я подчеркиваю, советского, советского тренера командного вида спорта в ту эпоху. Никто не ожидал этой победы со счетом 51:50. А те, кто, скажем, следят за баскетболом, очень удивятся этому счету. Ну это вообще, так сказать, представляете, как мало было заброшено, какая была защита, какое было напряжение. И вот эти последние три секунды, ну они, вы знаете, держали в таком напряжении всех. И когда все это закончилось, я смотрел это уже через день после того как наши выиграли, ну вы знаете, я просто кричал от радости...

Слушайте в аудиофайле!

Спецпроекты. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация