Спецпроекты Военное кино у нас, наших союзников и противников

10 мая 2022, 01:09

Персоны

Пока в немецком кино расцветали человеконенавистнические мотивы, наши военные драмы стали орудием антифашистской борьбы.

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Приветствую, Марат.

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: И, конечно, прежде всего хотим всех поздравить с великим праздником, может быть, самым главным праздником в нашей стране.

САФАРОВ: Да, с Днем Победы всех!

САРАЛИДЗЕ: И сегодня в рамках праздничных наших эфиров, мы сегодня хотим поговорить о кинематографе. О кинематографе военных лет. И вообще даже немножко провести такое сравнение с тем, а что было, допустим, и у наших союзников, и у наших противников в этот момент. Безусловно, конечно, тут надо рассматривать с точки зрения и истории, там с 39-го, наверное, года, там 40-го, ну то есть предвоенный. Потому что очень многие фильмы, о которых мы сегодня будем говорить, ну понятно, что мы не беремся сейчас в рамках получасовой программы рассказать вам обо всем, но, конечно, такие какие-то главные страницы – безусловно. Так вот, многие из них как раз свое начало берут, потому что процесс киносъемок, особенно тогда, с той технологией, которая была, это было дело непростое и довольно длительное, поэтому, конечно, вот эти истоки, они туда.

САФАРОВ: Да, безусловно. И кроме того, в 30-е годы тема антифашистской борьбы, публикации произведений как советских авторов, так и зарубежных (например, Леона Фейхтвангера, скажем, немецких антифашистов), это была такая очень важная часть культуры советской, а особенно второй половины 30-х годов. И именно тогда вышли фильмы, которые впоследствии стали и документами эпохи, с одной стороны, и таким очень активным и очень явственным орудием антифашистской борьбы, потому что они были очень художественны, тщательно снятые искусно, большие актеры были задействованы, маститые режиссеры. И это, например, два таких фильма, вышедших ну практически одновременно, в самом конце 30-х годов, советские антифашистские фильмы "Семья Оппенгейм" и "Доктор Мамлок". А сейчас, конечно, об этих фильмах больше знают киноведы, такие, значит, любители, киногурманы 30-х годов, потому что это не массовое кино, и все-таки оно имело такие определенные свои задачи, но оно было на очень крепком литературном материале. "Семья Оппенгейма" – это, в общем-то, экранизация произведения уже упомянутого Фейхтвангера, тогда чрезвычайно популярного в Советском Союзе.

САРАЛИДЗЕ: Да, безусловно. Вообще вот эта тема антифашизма, она очень интересна, если проводить параллель с тем, что происходило в немецком кинематографе в это же время. А там, в общем, как раз наоборот всё. Вот все те процессы, которые были человеконенавистнические, они как раз вовсю расцветали.

САФАРОВ: Да, ну фактически кинематограф в фашистской Германии под кураторством Геббельса был поставлен на задачи фактически такой подготовки людей к уничтожению других людей. Потому что ну сразу же расчеловечить молодежь невозможно, и не только молодежь, и других людей, вот с начала 30-х годов вся эта нацистская пропаганда, она стала постепенно вовлекать в себя и кинематограф. Тем более, что немецкий кинематограф, скажем, 20-х годов был одним из ведущих в мире. Была техника хорошая, были актеры, которые посчитали для себя возможным, ну так скажем, вот эту геббельсовскую историю (ну назовем свои именами – антисемитскую) активнейшим образом реализовывать, и соответственно они в этом кинематографе, в этих страшных фильмах, которые сейчас, кстати, демонстрируются. Но демонстрируются на фестивалях, конечно, а скорее на таких спецкинопоказах, где по законам современной Германии вот делают какие-то уведомления, там выходят люди, киноведы, объясняют, что это документ эпохи, не принимайте это близко к сердцу, что называется. А тем не менее, эти фильмы, они опозорили немецкое искусство – это "Еврей Зюсс" и "Ротшильды". Они вышли в 40-м году. Ну это практически, можно сказать, руководство к действию...

Слушайте в аудиофайле!

Спецпроекты. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация