Нацвопрос Что говорит о нас героический эпос

22 апреля 2023, 02:15

Персоны

Что такое эпос? Что выражает и что говорит не только о наших предках, но и нас – современных – героический эпос? Разные системы ценностей у героев русского и западных эпосов обсуждают Марат Сафаров и Арсений Миронов.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" программа "Нацвопрос". В студии – Марат Сафаров.

Мы часто обращаемся в нашей программе к народной культуре (наверное, наши постоянные радиослушатели это уже отмечают). И вот сегодня будем стараться понять, что такое эпос, что выражает и о чем говорит не только о наших предках, но и о нас, современниках, героический эпос. И в этом нам поможет признанный специалист в этой области – доктор философских наук, исполняющий обязанности ректора Московского государственного университета технологий и управления имени Кирилла Разумовского Арсений Станиславович Миронов. Арсений Станиславович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

МИРОНОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Арсений Станиславович, давайте начнем, как это часто в нашей программе бывает, с таких базовых определений. Итак, что же такое эпос?

МИРОНОВ: Эпос – это песни, которые пелись в раннем средневековье. Эпос был и античный, древние греки его пели, но сегодня мне бы хотелось побольше поговорить именно о героическом эпосе, рыцарском, викингском, богатырском. Это песни, которые пелись о героях. Кто такие герои? Это люди немного сумасшедшие, которые готовились и были готовы жертвовать своей жизнью ради каких-то ценностей. И это ценности не какие-то абстрактные, как мы вот сейчас немножко это слово замылили и говорим там о всяких ценностях – толерантность, патриотизм, гуманизм. Для эпического героя ценность – это то, ради чего он готов умереть, за что он готов отдать свою жизнь. И когда ребенку, подростку пели героическую песнь, он видел перед собой образ, ну так сказать, модельного персонажа – героя, которому следовало подражать. И у него выстраивалась ценностная картина мира, где были доминирующие ценности. И что удивительно: у разных народов мира эти ценности очень сходные – это слава и это честь. Но разные народы вкладывают в эти ценности и разные смыслы. Вот об этом хотелось бы тоже поговорить.

САФАРОВ: Да, обязательно об этом поговорим. Но вот складывается эпос. Понятно, что народная культура и эпическая культура как ее часть, она не может иметь какого-то определенного автора, она коллективный такой разум, коллективная память. Но все-таки может ли, допустим, эпос иметь какие-то дополнения, расширяться, развиваться? Появилась какая-то база, какая-то форма его, а потом на протяжении веков.

МИРОНОВ: Здесь, как правило, эпос зарождался в дружинной среде. То есть его пели какие-то певцы, которые обслуживали властителя, пели о его подвигах, о подвигах его героев. Но со временем это все ложилось на бумагу, проходило через письменный период, потом опять уходило в народ, где народ уже хранил в памяти эти песни, эти сюжеты. Иногда они изменялись, искажались, обретали новые какие-то оттенки, иногда кочующие сюжеты воспринимались от других народов. Но вообще героический эпос считается консервативным. Вот сказочники очень легко перенимают сюжеты из других народов. А эпос очень долго держит национальную систему ценностей, удерживает ее, сохраняет в памяти людей.

САФАРОВ: Русскую былину мы можем отнести к эпосу? Или это что-то другое?

МИРОНОВ: Это классический героический средневековый эпос.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация