Авторские материалы Права на СИМ: запретить – проще?
Персоны
Представители власти и эксперты вновь обсуждают ужесточение правил для водителей электросамокатов. Среди предлагаемых мер – изменение возраста для пользователей средств индивидуальной мобильности, введение прав для управления этими транспортными средствами и запрет передвигаться на электросамокатах на определенных городских участках. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Первое предложение, с которым согласились представители самых разных ведомств, от Минтранса до МВД, – это увеличение до 16 лет минимального возраста для вождения СИМ и обязанность получения прав на управление электросамокатом. Пока это правило касается лишь водителей СИМ с двигателем мощнее 250 Ватт. Представители кикшеринговых компаний уже заявили, что давно ввели запрет пользования СИМ несовершеннолетними, но каждый день на дороги выезжают тысячи частных электросамокатов, которые остаются все правового поля, их никто не контролирует, хотя они используют более мощные устройства с высокой скоростью.
Однако введение прав на управление СИМ сразу же столкнется с массой проблем, где главная: кто будет организовывать процесс обучения и выдавать права? Еще одна проблема: где передвигаться СИМ в отсутствие велодорожек? Во многих странах электросамокатам просто запретили использовать тротуары и проезжую часть для движения. В России пока движение по тротуарам с минимальной скоростью возможно, но, по мнению члена Общественной палаты Александра Холодова, это неправильно.
ХОЛОДОВ: Именно дорога – то место, куда они должны, в первую очередь, уйти, если нет велодорожки. Если она есть, то все просто – пусть все они будут там.
С другой стороны, крайне недовольны автомобилисты, которые вынуждены ехать в одном потоке с электросамокатами, которые постоянно маневрируют, попадая в т.н. мертвые зоны. В последнее время свое мнение высказали и владельцы велосипедов, которые тоже вынуждены уворачиваться на велодорожках от более быстрых СИМ. Ряд экспертов предлагает радикальную меру: постепенно переводить электросамокаты в средство развлечения, а не индивидуальной мобильности, и отправить в специально созданные для этого места, не связанные с дорожной сетью и тротуарами. По мнению эксперта Павла Склянчука, запретить проще, чем создать инфраструктуру для СИМ.
СКЛЯНЧУК: Для крупных городов, мне кажется, по силам оборудовать основные улицы и проспекты велодорожками. Это – максимально правильный путь, и не надо начинать с запретов. Ведь когда автомобиль попадает в аварию, мы не запрещаем автомобили?
Ряд экспертов был более осторожен в своих предложениях: контролировать СИМ можно через сеть дорожных камер, через запреты движения на определенных территориях, а главное – ограничивая скорость электросамокатов на аппаратном уровне, еще до того, как устройство поступит в магазин и будет приобретено.