Картинка

Персона грата "Персона грата": Абдул-Хаким Султыгов

21 июня 2007, 12:17
Николай Михайлович Карамзин писал, что быть россиянином – это, прежде всего, чувствовать глубокую связь с Отечеством и быть совершеннейшим гражданином. Думаю, что со знаменитым нашим историком и литератором вряд ли согласятся те, кто агрессивно кричит сегодня на всех углах: "Россия – для русских!" Увы, таких горлопанов в последнее время становится все больше. И самое страшное, что от слов они готовы перейти к столь же агрессивным действиям.

Координатор партии "Единая Россия" по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями Абдул-Хаким Ахмедович Султыгов – желанная персона в нашей студии.


– В чем главная причина роста подобных настроений в российском обществе? Какие факторы играют главную дестабилизирующую роль?

Султыгов: Так называемый "этнический ренессанс" – это не чисто российское явление, а глобальное. Если вспомнить историю, то были разные этапы и периоды этого роста. Мы знаем по сообщениям российских новостных каналов, как это происходит в странах "зрелой демократии". Россия, понятно, не исключение. Она, более того, во многом уникальна, если не является уникальнейшей страной в мире в смысле многонациональности и поликонфессиональности. И было бы странным, если подобных настроений не было бы в России в том числе.

Вопрос, на мой взгляд, сводится не столько к тому, есть такие настроения или нет. Это нормально. Такие настроения были, есть и всегда будут. Весь вопрос в том, как к этому относится общество, органы власти и политическая система страны. Только постоянно решая подобные вопросы, можно стать настоящим демократическим государством, реальным зрелым гражданским обществом, единой и сплоченной политической нацией.

Это вопрос каждого гражданина, ощущения им своей российскости, ответственности перед судьбой страны и своей семьи. В конечном счете, это каждодневный плебисцит. И гражданин этот выбор делает практически каждый день, замечая или не замечая этого, вольно или невольно.

Другой вопрос, что в отличие от обывателя институты гражданского российского общества в той мере, в которой они у нас имеют место быть, обладают небольшим опытом. Демократия – это традиция, а традиция предполагает прохождение времени. Необходима смена хотя бы одного поколения.

Тем не менее, мы очень достойно изучили уроки истории, и реакция российского общества, в том числе и на такие чрезвычайно серьезные вызовы, о которых вы говорили, достаточно адекватна, понятна и ясна. И властей, и политических партий, и институтов гражданского общества.

– Если говорить о традициях, то национальная политика в советское время была оптимальна?

Султыгов: Советский период слагается из целого ряда этапов. Нельзя сказать, что он весь был однообразным. Считается, что Февральская революция, которая предшествовала установлению советской власти, в значительной степени была революцией национальных меньшинств. Однако это, конечно, не было доминирующим фактором, так как основным вопросом в России всегда был, есть и будет "русский вопрос". А "русский вопрос" всегда вопрос политический. Ибо отношение русского народа к власти, к политике, которая в стране проводится, является решающим. Именно неприятие русским народом самодержавия и привело тогда к тому, к чему привело.

В советский период национальная политика была советской. И достаточно долго нации вообще не признавались. В том смысле, в котором у нас было принято говорить, речь шла о рабоче-крестьянских нациях. А это секвестированное общество, некое полууродливое состояние, когда этнические особенности использовались лишь в той мере, в которой это было необходимо для пропаганды. В советское время было всего-навсего два народа: советский народ и враги народа, в том числе репрессированные народы.

На определенном этапе, конечно, развивались языки и культура. Парадокс советского времени состоит в том, что очень многое в советское время произошло и того, что сегодня можно оценивать позитивно, и того, что, в общем, создало значительные проблемы.

В советское время возникло очень много наций, которых раньше не было. Это было хорошо для того времени, но когда советские оковы пали, эти искусственные оболочки приобрели самодостаточную динамику. Конечно, это сегодня стало фактором, который нельзя не учитывать. Например, если посмотреть на сегодняшнее административно-территориальное деление, то можно заметить, что оно осталось постсоветским. И очень нескоро оно станет таким, каким оно должно было быть, если бы в нашей истории не было советского периода.

Досье:

СУЛТЫГОВ Абдул-Хаким Ахмедович – координатор партии "Единая Россия" по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями.

Родился 5 февраля 1962 года в городе Грозном. Окончил Чечено-Ингушский госуниверситет имени Л. Толстого и аспирантуру Московского института народного хозяйства имени Плеханова.

Преподавал в Российской экономической академии имени Плеханова. Работал в аппарате Верховного Совета России, в аппарате думского Комитета по делам национальностей. Был руководителем аппарата думской комиссии по политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской республике, ответственным секретарем совместной рабочей группы российской Госдумы и Парламентской ассамблеи Совета Европы по Чеченской республике.

Занимал пост специального представителя президента России по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской республике. Автор концепции политического урегулирования кризиса в Чеченской республике на основе проведения конституционного референдума.

Работал помощником министра иностранных дел. С 2005 года – посол по особым поручениям МИДа РФ.

Кандидат экономических наук, доктор политических наук. Доцент. Автор пяти книг и более 250 научных и публицистических статей. Действительный государственный советник РФ 1 класса.

Женат. Воспитывает пятерых детей. Главное увлечение – нумизматика. Он коллекционирует монеты царской России.


– Вы на днях заявили, что партия "Единая Россия" готова поместить в центр своей предвыборной программы проблемы национальной политики государства. Вас не пугает, что проблемы эти настолько тонкие и сложные, что это может произвести не совсем тот эффект перед парламентскими выборами, на который рассчитывает руководство партии?

Султыгов: Мы не исходим из желания произвести на кого-то эффект. Для Российской Федерации национальная проблематика является одной из центральных. Более того, отношение абсолютного большинства россиян к этой политике, которую в данной сфере проводит государство и правящая партия, известно. Оно зафиксировано в результатах выборов. Избрание В. Путина в 2000 году президентом произошло из-за ожиданий, которые были у населения, решения целого комплекса национальных вопросов, которые тогда стояли перед обществом. Это касалось единства и целостности страны, общего гражданского, политического и правового пространства. Именно этот вызов тогда стоял перед страной. И ответа на него ждала от своего президента вся Россия. И эти ожидания общества были им реализованы. В 2004 году последовала очередная оглушительная победа президента РФ, который уже тогда стал национальным лидером. Именно в преддверии своего послания 2004 года президент сформулировал свою доктринальную новацию относительно российской нации как исторической и сегодняшней реальности.

То же самое можно сказать и о "Единой России", президентской партии, которая четко и однозначно заявила о своей поддержке планов Путина, частью которых является нынешняя этнонациональная политика президента…

Окончание беседы слушайте в аудиозаписи программы.

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация