Поговорим с Михаилом Веллером (архив) Выжить вместе или вместе погибнуть?
Перед открытием симпозиума 2010-го года Всемирного философского форума автор программы пригласил на эфир социолога и философа Игоря Ивановича Кондрашина, председателя программного комитета и соучредителя симпозиума, и Евгения Арамовича Абрамяна, профессора, доктора технических наук, лауреата Государственной премии СССР, одного из основателей нескольких новых направлений отечественной атомной техники...
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
- Когда появились собрания, подобные симпозиуму Всемирного философского форума? Я не сказал еще, что открывается он в Афинах, на родине европейской, если не мировой, классической философии. Когда это философы решили дружить всемирно?
КОНДРАШИН: Есть близкие по формату собрания философов, которые называются Всемирные философские конгрессы. Они проходят раз в пять лет, и собираются там около двух с половиной тысяч преподавателей и профессоров философии со всего мира. Конгрессы эти проходят уже около пятидесяти лет.
- То есть где-то после окончания Второй мировой войны товарищи философы стали встречаться, и первыми, надо полагать, были американцы с французами?..
КОНДРАШИН: Даже и сейчас президентом ассоциации, которая объединяет философские общества всех стран, является американец МакБрайд.
- Насколько мне известно, людей на симпозиуме будет меньше, чем две с половиной тысячи, и направление будет более осмысленным, потому что если на философских конгрессах говорят о разнообразнейших аспектах современной философии и внутрифилософских наук, то каково будет основное направление нынешнего симпозиума?
АБРАМЯН: Этот форум предназначен для того, чтобы начать, наконец, обсуждать проблемы человечества; он дает площадку для мыслителей всего мира, чтобы как минимум обсуждать проблемы, нависшие над человечеством. И как максимум - находить возможные решения этих проблем...
- Передо мной - книга профессора Абрамяна с суровейшим названием "Судьба цивилизаций". Что нас ожидает в XXI-м веке (простите, если вопрос покажется вам несколько невежественным)?
АБРАМЯН: Этот вопрос - основная тема нынешнего симпозиума, основная тема многих десятков книг, которые появились в последние пятьдесят - семьдесят лет. Дело в том, что за последние десятилетия в мире произошли очень крупные события, определившие будущее цивилизации. Прежде всего, помимо двух крупнейших в истории человечества войн, было изобретено несколько типов оружия, которое может полностью уничтожить жизнь на Земле. Начиная с атомного, которого, как вы помните, было накоплено семьдесят тысяч бомб (а для того, чтобы вызвать ядерную зиму и сделать жизнь на планете невозможной, достаточно всего пяти - семи тысяч).
Сумасшествие! Две стороны - Америка с союзниками и Советский Союз с союзниками - состязались в серийном производстве самого что ни на есть смертоносного оружия. Они его не применяли, исключая эпизод в Японии, который, надеюсь, не повторится, но накапливали, причем в совершенно безумных количествах. Уже в 80-х годах физики в Советском Союзе и США встретились (наша делегация поехала в Америку), обсудили все расчеты и согласились, что если действительно взорвать пять - семь тысяч бомб, причем неважно, в каком месте - даже не надо попадать в города - то за день - два все поднятое равномерно рассосется по атмосфере и закроет солнечный свет. Сельское хозяйство станет невозможным. Это явление и назвали ядерной зимой... Таким образом, на протяжении почти сорока лет все знают, что нельзя взорвать столько бомб, если мы не хотим погибнуть...