Поговорим с Михаилом Веллером (архив) Ломать - не строить...
"Михаил Веллер передергивает: Достоевсого в школе не проходили. Но фильм "Идиот" был снят в середине 50-х годов, а "Братья Карамазовы" - в конце 60-х., так что народ с Достоевским был знаком, хотя и не со школы", - упрекает в неточности автора программы слушательница...
Михаил ВЕЛЛЕР: Я только и мог говорить, что Достоевского в школе не проходили: я сам учился в школе и сам его "не проходил". В 50-60-е годы Достоевского в программе не было. Музей-квартира Достоевского у Кузнечного рынка в Ленинграде был открыт где-то в 72-73-ем годах, когда писателя у нас стали "легитимизировать" Я так и говорил, так что передергивать здесь было нечего... Что касается представления о Достоевском, которое народ имел по кино, - кино и роман - не одно и то же, хотя, действительно, был чудесный фильм "Идиот", первая большая роль Юрия Яковлева, где Яковлев, поручик Ржевский из "Давным - давно" ("Гусарской баллады"), прекрасно сыграл князя Мышкина.
Когда вышла карнтина "Братья Карамазовы", я точно не помню; Пырьев, который ее снимал, умер до конца съемок. Потом вскрылось его завещание, где он писал, что, работая над "Братьями Карамазовыми", он пришел к идее Христа и христианству. Скандал постарались погасить, - он был коммунистом и одним из главных функционеров Союза кинематографистов... Основной же части народа было все равно, кто автор романа, - не все его знали. А сейчас уж тем более не все знают, потому что какой-то части народа это еще более "до фонаря".
Михаил ВЕЛЛЕР: Вот пишут: "вся Москва изрыта - перекопана..." Ну, не вся Москва: поверите ли, - я благополучно доехал... "Стало страшно смотреть на Москву..." Ну, знаете ли, - это все-таки преувеличение: ничего такого страшного нет. Надо беречь нашу старую Москву, а не рыть ее: когда роют, то, как правило, зарывают... А вот когда рушат исторические здания, а на их месте строят что-то другое только для того, чтобы это потом сдавать в аренду и снимать бабло, - вот это совершенно никуда не годится! В Москве множество прекрасных исторических зданий... Но вот как бороться с теми, кто их рушит, лично я не знаю...Изуродовать легко, восстановить - трудно. Кто бы спорил...
Михаил ВЕЛЛЕР: ...Нигде в мире нет метро, где бы идущий поезд звуком своим напоминал проклятый пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-87", от которого отцепилась бомба. Этот воющий лязг, оглушительный металлический мерзостный звук - наша отечественная достопримечательность... Метро должно двигаться бесшумно, - не так уж дорого это обойдется...