Поговорим с Михаилом Веллером (архив) Идеологический тупик
15 июля 2008, 14:10
Одна из последних сравнительно горячих тем в средствах массовой информации: священник Георгий Рябов, представитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, высказал мнение, что хорошо бы "покончить со всей советской символикой". Красные флаги, серпы и молоты, звезды и колосья, не говоря о Мавзолее, - пора бы, считает священник, расстаться с прошлым...
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
ВЕЛЛЕР: Вопрос: а что случилось? Почему Православная церковь, действительно пострадавшая от советской власти, которой нет вот уж семнадцать лет, подняла сейчас вопрос о том, чтобы ничем советским вообще не пахло бы? Притом, однако, что советский период, семь с гаком десятилетий - огромная и соврешенно невыстругиваемая часть российской истории. В каковой было не только плохое, ужасное, тяжелое и кровавое, но было и счастливое, было и славное, было и правильное. И почему это все заподлицо надо выстругивать?!
Мне не докладывали, почему о. Георгий Рябов решил выступить с таким заявлением. Могу поделиться лишь своими собственными мыслями, которые не отражают абсолютно ничью точку зрения, кроме моей. У нас сегодня в обществе, в стране, в России имеются в общем и целом две основные идеологические силы. Одна из них - естественно, Православная церковь. С церковной историей, религией, верой, обрядом, традицией, моральным кодексом. Вторая сила, однако, - это Коммунистическая партия, у которой есть своя модель идеального общества, свое мировоззрение, моральный кодекс, история, свои открыто декларируемые цели и представления о жизни.
Что же касается правящей партии "Единая Россия", то это, как мы понимаем, партия власти, партия экономики, партия руления государством. Но вот предъявить какую-то идеологию, кроме того, что "наша цель - благо всех россиян", или что Россия должна быть великой страной, эта партия все-таки затрудняется. В общем, никто из живущих в России не сомневается ни в том, что Россия должна быть великой, ни в том, что все ее люди должны жить достойно и по-человечески; для оформления части людей в партию этой точки зрения все-таки мало. Таким образом, сегодня Коммунистическая партия является единственной сколько-то внятной, сколько-то серьезной легальной, гласной, официально представленной в российском парламенте оппозиционной силой.
Ну, казалось бы, оппозиционная сила в демократическом обществе - очень даже хорошо. Хорошо, да не всегда, потому что если у правящей партии не оформится своя внятная идеология, чтобы она ответила гражданам, зачем она вообще существует и чем отличается от любой другой, и если случится что-нибудь, и граждане будут недовольны, то как бы граждане, однако, не пошли дружными рядами голосовать за Коммунистическую партию...
В общем, такой возможности исключать нельзя, потому что симпатии к коммунистам в обществе достаточно велики. А Коммунистическая партия у большинства населения естественно ассоциируется с советским периодом российской истории, с Советским Союзом, с советской символикой, с советским гимном и так далее. Значит, если мы искореним всю советскую символику, чтобы память о советском периоде, ужасном, но великом, кровавом, но в чем-то более справедливом, чем сегодняшний, была бы вся стерта, то Коммунистическая партия лишится связи с реальным прошлым. Тем самым ослабнут ее связи с реальным настоящим.
И вот Церковь, одна идеологическая сила, как представляется мне, решилась катить такой большой шар на вторую силу, Коммунистическую партию, и боюсь, что не сама она это придумала. Я подозреваю, что ей это "шепнули" из правящих структур. Повторяю, это мои личные домыслы, и я, разумеется, могу ошибаться...
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
ВЕЛЛЕР: Вопрос: а что случилось? Почему Православная церковь, действительно пострадавшая от советской власти, которой нет вот уж семнадцать лет, подняла сейчас вопрос о том, чтобы ничем советским вообще не пахло бы? Притом, однако, что советский период, семь с гаком десятилетий - огромная и соврешенно невыстругиваемая часть российской истории. В каковой было не только плохое, ужасное, тяжелое и кровавое, но было и счастливое, было и славное, было и правильное. И почему это все заподлицо надо выстругивать?!
Мне не докладывали, почему о. Георгий Рябов решил выступить с таким заявлением. Могу поделиться лишь своими собственными мыслями, которые не отражают абсолютно ничью точку зрения, кроме моей. У нас сегодня в обществе, в стране, в России имеются в общем и целом две основные идеологические силы. Одна из них - естественно, Православная церковь. С церковной историей, религией, верой, обрядом, традицией, моральным кодексом. Вторая сила, однако, - это Коммунистическая партия, у которой есть своя модель идеального общества, свое мировоззрение, моральный кодекс, история, свои открыто декларируемые цели и представления о жизни.
Что же касается правящей партии "Единая Россия", то это, как мы понимаем, партия власти, партия экономики, партия руления государством. Но вот предъявить какую-то идеологию, кроме того, что "наша цель - благо всех россиян", или что Россия должна быть великой страной, эта партия все-таки затрудняется. В общем, никто из живущих в России не сомневается ни в том, что Россия должна быть великой, ни в том, что все ее люди должны жить достойно и по-человечески; для оформления части людей в партию этой точки зрения все-таки мало. Таким образом, сегодня Коммунистическая партия является единственной сколько-то внятной, сколько-то серьезной легальной, гласной, официально представленной в российском парламенте оппозиционной силой.
Ну, казалось бы, оппозиционная сила в демократическом обществе - очень даже хорошо. Хорошо, да не всегда, потому что если у правящей партии не оформится своя внятная идеология, чтобы она ответила гражданам, зачем она вообще существует и чем отличается от любой другой, и если случится что-нибудь, и граждане будут недовольны, то как бы граждане, однако, не пошли дружными рядами голосовать за Коммунистическую партию...
В общем, такой возможности исключать нельзя, потому что симпатии к коммунистам в обществе достаточно велики. А Коммунистическая партия у большинства населения естественно ассоциируется с советским периодом российской истории, с Советским Союзом, с советской символикой, с советским гимном и так далее. Значит, если мы искореним всю советскую символику, чтобы память о советском периоде, ужасном, но великом, кровавом, но в чем-то более справедливом, чем сегодняшний, была бы вся стерта, то Коммунистическая партия лишится связи с реальным прошлым. Тем самым ослабнут ее связи с реальным настоящим.
И вот Церковь, одна идеологическая сила, как представляется мне, решилась катить такой большой шар на вторую силу, Коммунистическую партию, и боюсь, что не сама она это придумала. Я подозреваю, что ей это "шепнули" из правящих структур. Повторяю, это мои личные домыслы, и я, разумеется, могу ошибаться...